МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
"ПОЧТА РОССИИ"
Утверждаю
Генеральный директор
Д.СТРАШНОВ
24 октября 2016 г. N 1.9.3.1.2-05/88-нд
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
(РЕДАКЦИЯ N 1)
1. Термины и определения
Для целей настоящей Политики применяются следующие термины и определения:
Антикоррупционная оговорка - раздел договоров, заключаемых Предприятием, декларирующий проведение Политики и недопустимость совершения коррупционных правонарушений.
Антикоррупционные процедуры - процедуры по предотвращению коррупционных действий, соразмерные рискам коррупции, характерным для деятельности Предприятия, и направленные на их минимизацию.
Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Взятка - согласно ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации принимаемые должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - согласно ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Конкурент - любое российское или иностранное, юридическое или физическое лицо, которое соперничает с Предприятием в достижении идентичных целей в областях, аналогичных областям деятельности Предприятия в соответствии с Уставом ФГУП "Почта России".
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность работника Предприятия влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью данного работника и правами и законными интересами Предприятия, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Предприятия.
Коррупционное правонарушение - совершенное противоправное (в нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации) деяние, обладающее признаками коррупции, за которое законодательством Российской Федерации установлена уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.
Коррупционные действия - дача взятки или посредничество в даче взятки, получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения личной выгоды или незаконное предоставление такой выгоды этому лицу другими лицами, в том числе, совершение указанных деяний от имени или в интересах Предприятия, иные действия/бездействия работников Предприятия, содержащие признаки коррупции или способствующие ее совершению, включая проявления конфликта интересов.
Коррупция - согласно применимому антикоррупционному законодательству действия, совершенные:
- в отношении Предприятия или в интересах Предприятия в отношении третьих лиц, в том числе в отношении государственных и муниципальных органов и их служащих, иных юридических лиц и их работников, органов управления и представителей указанных юридических лиц;
- прямо или косвенно;
- лично или через посредничество третьих лиц;
- в целях незаконного получения/представления личной выгоды в любой форме, в том числе в форме денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Линия доверия - комплекс организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих возможность получения от работников Предприятия и третьих лиц сообщений о фактах коррупции на Предприятии, совершения правонарушений при ведении ФХД Предприятия, а также учета и рассмотрения, проведения анализа и обобщения полученных сведений.
Лица, состоящие в близком родстве или свойстве - родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.
Личная заинтересованность - возможность получения работником Предприятия при исполнении должностных обязанностей неправомерных преимуществ и/или доходов в любой форме, в том числе в форме денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя, для лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, обещанных, предлагаемых, предоставляемых или полученных без законных оснований.
Макрорегион - обособленное подразделение Предприятия, расположенное вне места нахождения Предприятия, в чьем административном и функциональном подчинении находится группа Филиалов, в соответствии с перечнем, утвержденным положением о Филиале (Макрорегионе).
Противодействие коррупции - деятельность руководства Предприятия и его работников в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Система внутреннего контроля и управления рисками - совокупность элементов и компонентов, включая организационные структуры и меры, методики и процедуры, принятых руководством Предприятия и используемых для обеспечения эффективного осуществления внутреннего контроля и управления рисками.
Филиал - обособленное подразделение Предприятия, в том числе ЦАИТС и Пансионат "Почтовик", расположенное вне места нахождения Предприятия и осуществляющее часть его функций на определенной территории.
2. Сокращения
Сокращение |
Расшифровка |
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ |
|
Политика |
Антикоррупционная политика ФГУП "Почта России" |
Кодекс деловой этики |
Кодекс деловой этики ФГУП "Почта России", утвержденный приказом Предприятия от 01.06.2015 N 226-п |
Политика в области ВКиУР |
Политика ФГУП "Почта России" в области внутреннего контроля и управления рисками, утвержденная приказом Предприятия от 09.06.2016 N 246-п |
Предприятие |
ФГУП "Почта России" |
ФХД |
Финансово-хозяйственная деятельность |
ЛНА |
Локальные нормативные акты |
АУП |
Аппарат управления Предприятия |
ДЭБиФМ |
Департамент экономической безопасности и финансового мониторинга Блока по корпоративной безопасности |
ДМУиПБ |
Департамент макрорегионального управления и почтовой безопасности Блока по корпоративной безопасности |
ДВК/ДВК Макрорегиона |
Департамент внутреннего контроля/Департамент внутреннего контроля Макрорегиона |
СВКиУР |
Система внутреннего контроля и управления рисками |
3. Общие положения
Политика отражает приверженность Предприятия и его руководства высоким этическим стандартам ведения открытого и честного бизнеса и социальной ответственности.
Политика разработана в соответствии с:
- применимым антикоррупционным законодательством;
- Кодексом деловой этики;
- Политикой в области ВКиУР;
- иными ЛНА Предприятия.
При разработке Политики были использованы рекомендации и методические документы российских регуляторных органов, включая:
- Методические рекомендации по применению организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Министерством труда и социального развития Российской Федерации 08.11.2013;
- Методические рекомендации по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции в акционерных обществах с участием Российской Федерации, утвержденные приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.03.2016 N 80.
Политика является основополагающим документом Предприятия в области антикоррупционной деятельности.
В соответствии с Политикой разрабатываются и осуществляются меры по предупреждению и противодействию коррупции.
Все работники должны руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.
Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов, а также иных лиц, которые могут действовать от имени Предприятия, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах или прямо вытекают из законодательства Российской Федерации.
4. Цели и задачи Политики
Политика определяет цели в области предупреждения и противодействия коррупции, основные принципы антикоррупционной деятельности Предприятия, реализуемые Предприятием антикоррупционные мероприятия, стандарты, процедуры и порядок их выполнения (применения), полномочия и ответственность работников Предприятия в вопросах, связанных с предупреждением и противодействием коррупции. Политика разработана в целях минимизации рисков вовлечения Предприятия и его работников, независимо от занимаемой должности, в коррупционную деятельность.
Задачами Политики являются:
- формирование у работников Предприятия, клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг, иных лиц единого и точного понимания политики Предприятия о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- информирование работников Предприятия и иных лиц об основных принципах и требованиях к деятельности Предприятия и его работников по соблюдению применимого антикоррупционного законодательства;
- обобщение и разъяснение принятых на Предприятии антикоррупционных стандартов и процедур, порядка их выполнения (применения), реализуемых антикоррупционных мероприятий;
- обеспечение информационных каналов для сообщения о фактах коррупции;
- установление обязанности работников Предприятия соблюдать принципы и требования применимого антикоррупционного законодательства;
- определение полномочий и ответственности работников Предприятия в вопросах, связанных с предупреждением и противодействием коррупции.
5. Применимое антикоррупционное законодательство
Предприятие и его работники при осуществлении деятельности от имени или в интересах Предприятия обязаны соблюдать требования применимого антикоррупционного законодательства, в том числе:
- Законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Конституции Российской Федерации;
- Уголовного кодекса Российской Федерации;
- Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
- Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
- Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции";
- Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции";
- Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы";
- Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению";
- Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов";
- Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";
- Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";
- Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 560 "О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";
- постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов");
- постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";
- приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.10.2013 N 530н "О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального Банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера" (зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2013 г. N 30803);
- иных нормативно-правовых актов Российской Федерации;
Международных правовых стандартов:
- Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) от 27.01.1999, ратифицированной Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ;
- Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от 31.10.2003, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ.
6. Основные принципы антикоррупционной
деятельности Предприятия
Система мер предупреждения и противодействия коррупции на Предприятии основывается на следующих ключевых принципах:
- соответствие Политики действующему законодательству и общепринятым нормам
Реализуемые Предприятием антикоррупционные мероприятия соответствуют Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к Предприятию;
- неприятие коррупции в любых формах и проявлениях
На Предприятии закрепляется принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении как операционной, так и инвестиционной и иных видов деятельности. Принцип неприятия коррупции означает строгий запрет для работников и иных лиц, действующих от имени Предприятия или в его интересах, прямо или косвенно, лично или через какое-либо посредничество, участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса в той или иной стране. Предприятие подчеркивает недопустимость коррупционных действий, включая проявления конфликта интересов, как в отношении представителей государства, общественных формирований, частных компаний, политических деятелей и иных третьих лиц, так и в отношении работников Предприятия посредством злоупотребления служебным положением с целью извлечения какой-либо личной выгоды;
- личный пример руководства Предприятия
Руководство Предприятия играет ключевую роль в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании системы предупреждения и противодействия коррупции на Предприятии;
- вовлеченность работников
Работники Предприятия информированы о положениях антикоррупционного законодательства и активно участвуют в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;
- системность, соразмерность риску коррупции и эффективность антикоррупционных процедур
Предприятие разрабатывает и внедряет систему антикоррупционных процедур по противодействию и предотвращению вовлечения в коррупционную деятельность, разумно отвечающую выявленным рискам. Предприятие обеспечивает внедрение максимально прозрачных антикоррупционных процедур в бизнес-процессы, подверженные рискам коррупции. Предприятие стремится применять антикоррупционные процедуры, имеющие низкую стоимость, обеспечивающие простоту реализации и приносящие значимый результат;
- ответственность и неотвратимость наказания
Предприятие привлекает к ответственности работников Предприятия в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей вне зависимости от их должности, стажа работы и иных условий в порядке, установленном применимым законодательством и ЛНА Предприятия.
Предприятие прикладывает все возможные разумные и законные усилия для максимально быстрого, неотвратимого применения наказания и пресечения нарушений.
Предприятие проводит проверки по всем разумно обоснованным сообщениям о коррупционных правонарушениях.
Предприятие оставляет за собой право придавать гласности информацию о лицах, нарушивших требования применимого законодательства и Политики.
Предприятие устанавливает персональную ответственность руководства Предприятия за реализацию Политики;
- открытость бизнеса
Клиенты Предприятия, поставщики товаров, работ, услуг, партнеры и общественность информируются о принятых на Предприятии антикоррупционных стандартах ведения бизнеса;
- должная осмотрительность
Предприятие осуществляет проверку контрагентов и кандидатов на работу перед принятием решения о начале или продолжении деловых отношений на предмет их благонадежности, неприятия коррупции и отсутствия конфликта интересов;
- постоянный контроль и регулярный мониторинг
Предприятие осуществляет мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контролирует их исполнение.
7. Управление антикоррупционной деятельностью Предприятия
Эффективное управление антикоррупционной деятельностью Предприятия достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия по трем уровням компетенции:
- уровень стратегического планирования (уровень руководства Предприятия);
- уровень принятия и реализации решений (уровень руководителей структурных подразделений Предприятия);
- индивидуальный уровень (уровень работника или группы работников Предприятия).
Функции, права и обязанности, ответственность участников управления антикоррупционной деятельностью Предприятия устанавливаются ЛНА Предприятия. Данные документы, а также иные документы, затрагивающие вопросы управления антикоррупционной деятельностью, не могут противоречить настоящей Политике.
В зависимости от роли участников в рамках антикоррупционной деятельности Предприятия функции и ответственность участников распределяются следующим образом:
Руководство Предприятия:
- обеспечивает создание на Предприятии системы предупреждения и противодействия коррупции;
- определяет основные принципы и подходы к организации антикоррупционной деятельности Предприятия, выделяет для ее ведения необходимые ресурсы;
- формирует этические стандарты непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, демонстрирует личную приверженность Политике, создавая рабочую атмосферу, способствующую соблюдению настоящей Политики, и обеспечивая под своим руководством участие работников Предприятия в программах, направленных на противодействие коррупции;
- утверждает Политику;
- отвечает за организацию мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований Политики, включая определение структурного подразделения/должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, разработку антикоррупционных процедур, их внедрение и контроль выполнения (установление компетенций руководителей структурных подразделений в области противодействия коррупции);
- контролирует результаты внедрения антикоррупционных процедур и применения настоящей Политики.
Руководители структурных подразделений Предприятия:
- несут ответственность за реализацию настоящей Политики;
- осуществляют закрепленные за ними функции по внутреннему контролю и управлению рисками;
- обеспечивают адекватное понимание подчиненными им работниками настоящей Политики и связанных с ней принципов по противодействию коррупции;
- контролируют соблюдение подчиненными им работниками Политики и иных ЛНА, устанавливающих правила антикоррупционного поведения, являясь личным примером их безусловного соблюдения;
- самостоятельно инициируют и выполняют мероприятия по совершенствованию и проведению профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих проявлению коррупции на Предприятии;
- реализуют мероприятия по устранению недостатков, приведших к возникновению коррупционных правонарушений, утвержденные руководством Предприятия.
ДЭБиФМ:
- формирует Комплексную программу по противодействию коррупции, обеспечивает контроль ее исполнения;
- организует обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции, соблюдения применимого антикоррупционного законодательства, индивидуальное консультирование работников, информирование по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- инициирует актуализацию ЛНА Предприятия по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- осуществляет прием, регистрацию, учет и анализ сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Предприятия или иными лицами;
- осуществляет сбор и анализ информации о фактах нарушений, имеющих признаки коррупционных действий, выявленных проверками/служебными расследованиями или поступивших по каналам информирования (в рамках Линии доверия);
- проводит анализ и оценку достигнутого Предприятием уровня противодействия коррупции, достаточности и эффективности системы мер по противодействию коррупции, принимаемых на Предприятии, представляет руководству Предприятия предложения по улучшению организации и эффективности работы по предупреждению коррупционных проявлений на Предприятии по результатам проведенного анализа и оценки;
- проводит проверку достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых работниками Предприятия, на которых возлагается обязанность представлять такие сведения, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей, включенных в Перечень должностей с высоким коррупционным риском;
- проводит оценку благонадежности контрагентов.
ДМУиПБ:
- проводит проверки/служебные расследования по фактам коррупционной направленности, определяет причины, приведшие к данным фактам, осуществляет подготовку рекомендаций для принятия мер по устранению возможности появления фактов коррупционной направленности в будущем;
- осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами в вопросах пресечения или расследования коррупционных преступлений.
ДВК/ДВК Макрорегиона:
- осуществляет независимую и объективную оценку надежности и эффективности СВКиУР в области противодействия коррупции;
- осуществляет мониторинг функционирования контрольных процедур, направленных на минимизацию рисков коррупции, характерных для областей деятельности Предприятия (при оценке деятельности структурных подразделений АУП, проверке финансово-хозяйственной деятельности обособленных структурных подразделений Предприятия и проведении аудитов бизнес-процессов);
- актуализирует настоящую Политику в связи с изменением антикоррупционного законодательства.
Юридическое подразделение:
- осуществляет мониторинг российского и применимого международного антикоррупционного законодательства;
- регулярно направляет соответствующие обзоры руководству Предприятия, руководителям структурных подразделений АУП, директорам Филиалов;
- осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов ЛНА Предприятия и договоров с контрагентами.
Работники Предприятия:
- соблюдают требования, нормы, стандарты и правила антикоррупционного поведения, обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, установленные настоящей Политикой, иными ЛНА Предприятия, направленными на противодействие коррупции;
- выполняют возложенные на них обязанности по осуществлению контрольных процедур и функций в области противодействия коррупции;
- в рамках своих полномочий участвуют в разработке и внедрении контрольных процедур в области противодействия коррупции;
- своевременно информируют своих непосредственных руководителей о недостатках контрольных процедур, выявленных при выполнении ими должностных обязанностей, вносят предложения по их устранению и повышению эффективности процедур, направленных на противодействие коррупции.
8. Антикоррупционные стандарты, направления
деятельности и меры по предупреждению и предотвращению
коррупции на Предприятии
8.1. Мероприятия по предупреждению коррупции
На Предприятии мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции реализуются в соответствии с ЛНА, регламентирующими деятельность Предприятия в вопросах соблюдения правил деловой этики, предупреждения и противодействия коррупции, и Комплексной программой по противодействию коррупции.
8.2. Внедрение стандартов поведения работников Предприятия
В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения работников на Предприятии устанавливаются общие правила и принципы поведения работников в области этики деловых отношений, направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников.
Такие общие правила и принципы поведения закрепляются в Кодексе деловой этики.
8.3. Перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском
На Предприятии формируется и утверждается приказом Предприятия Перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском.
Для указанной категории лиц введен запрет осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником Предприятия, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В отношении должностей, включенных в указанный перечень, установлена специальная антикоррупционная процедура. Работники, замещающие такие должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, граждане, претендующие на замещение таких должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также ЛНА Предприятия.
8.4. Выявление и урегулирование конфликта интересов
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Предприятия является одним их ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
В целях установления порядка выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, на Предприятии утверждаются соответствующие ЛНА, создается Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
8.5. Обмен деловыми подарками и знаками делового гостеприимства
Предприятие признает обмен деловыми подарками и осуществление представительских расходов, в том числе на деловое гостеприимство, необходимой частью ведения бизнеса и общепринятой деловой практикой. Предприятие поощряет атмосферу честности и прозрачности в отношении деловых подарков и расходов на деловое гостеприимство. Вместе с тем, Предприятие считает эту сферу уязвимой с точки зрения риска вовлечения в коррупционную деятельность, поэтому подарки и знаки гостеприимства, которые работники от имени Предприятия могут предоставлять другим лицам и организациям или которые работники в связи с их деятельностью на Предприятии могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности указанных ниже критериев:
- быть прямо связанными с законными целями деятельности Предприятия, например, с презентацией или завершением коммерческих проектов, успешным исполнением договоров или с общепринятыми праздниками, такими как Рождество и Новый год, Международный женский день, а также памятными датами и юбилеями;
- быть разумно обоснованными;
- подарки не должны превышать стоимость в 3 000 (Три тысячи) рублей;
- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
- не создавать репутационного риска для Предприятия, работников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках;
- не противоречить принципам и требованиям Политики, другим ЛНА Предприятия и нормам применимого антикоррупционного законодательства.
В случае если подарки и знаки гостеприимства, которые работники в связи с их деятельностью на Предприятии могут получить или получили от других лиц и организаций, не соответствуют совокупности указанных выше критериев, работники обязаны действовать в соответствии с п. 5.9 Кодекса деловой этики.
Не допускаются подарки от имени Предприятия в виде денежных средств, наличных или безналичных, в любой валюте.
Принципы и правила, которыми руководствуются работники при принятии и дарении подарков, состав, порядок оформления и оплаты представительских расходов на Предприятии, лимиты расходов на представительские мероприятия, а также перечень должностных лиц, имеющих право на осуществление представительских расходов, определяются Политикой и иными ЛНА Предприятия.
8.6. Осуществление закупочной деятельности
При осуществлении закупочной деятельности Предприятие руководствуется действующим законодательством и ЛНА Предприятия.
Предприятие обеспечивает информационную открытость при размещении информации о закупках товаров, работ, услуг для нужд Предприятия.
Предприятие содействует свободной, добросовестной конкуренции по отношению к претендентам и участникам закупок товаров, работ, услуг для нужд Предприятия.
Предприятие обеспечивает равноправный доступ к участию в закупочных процедурах любых юридических лиц/нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного претендента на участие в закупке, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любых физических лиц/нескольких физических лиц, выступающих на стороне одного претендента на участие в закупке, в том числе индивидуальных предпринимателей/нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного претендента на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и действующей редакцией Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России".
Предприятие устанавливает критерии оценки заявок претендентов на участие в закупке, исключающие их дискриминацию.
Предприятие гарантирует непредвзятый порядок отбора участников и определения победителей при проведении процедур закупок товаров, работ, услуг для нужд Предприятия.
На Предприятии не допускается установление и использование любых условий и процедур, ограничивающих свободную конкуренцию претендентов и участников закупок товаров, работ, услуг для нужд Предприятия.
На Предприятии установлены запреты:
- на необоснованное отклонение/допуск заявок на участие в закупках;
- на согласование действий претендентов или участников закупок заказчиком, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;
- на создание претенденту/нескольким претендентам или участнику закупок/нескольким участникам закупок преимущественных условий участия в закупках, в том числе путем доступа к информации;
- на участие в закупках в качестве претендента работников Предприятия;
- на ограничение доступа к участию в закупках, не предусмотренное действующим законодательством и ЛНА Предприятия;
- на прием заявок на участие в закупке, изменений к заявкам после установленного в извещении/в документации о закупке срока подачи заявок на участие в закупке;
- на нарушение порядка определения победителя/победителей закупок.
8.7. Участие в благотворительной деятельности и спонсорство
Предприятие не финансирует благотворительные и спонсорские проекты в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах Предприятия и обособленных структурных подразделениях Предприятия.
Благотворительная деятельность Предприятия и реализация проектов в области корпоративной социальной ответственности осуществляется в соответствии с ЛНА Предприятия, регламентирующими деятельность Предприятия по данным направлениям.
8.8. Участие в политической деятельности
Предприятие не финансирует политические партии, организации и движения в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах Предприятия и обособленных структурных подразделений Предприятия.
8.9. Платежи через третьих лиц
Запрещается привлекать или использовать агентов, совместные предприятия или иных лиц для совершения действий, противоречащих нормам применимого антикоррупционного законодательства, принципам и требованиям Политики.
8.10. Взаимоотношения с обществами, в которых Предприятие является учредителем или участником
Предприятие прилагает достаточные усилия, чтобы основополагающие принципы и требования Политики соблюдались в обществах, в которых Предприятие является учредителем или участником. Предприятие выступает за принятие аналогичной Политики в данных обществах.
8.11. Взаимодействие с государственными служащими и органами власти
Предприятие воздерживается от оплаты любых расходов за российских и иностранных государственных служащих, и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах Предприятия, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения, PR-компании и т.п. или получения ими за счет Предприятия иной выгоды.
8.12. Взаимодействие с клиентами Предприятия и поставщиками товаров, работ, услуг
Деловые отношения Предприятия строятся на доверии с клиентами и поставщиками товаров, работ, услуг. Предприятие делает все необходимое для обеспечения справедливого и непредвзятого отношения к клиентам и поставщикам товаров, работ, услуг.
Предприятие в своей коммерческой деятельности придерживается принципов этики и взаимовыгодного сотрудничества и заявляет, что для построения деловых отношений с клиентами или поставщиками товаров, работ, услуг отсутствует необходимость в дарении подарков, оказании услуг и организации развлечений работникам Предприятия.
Предприятие прилагает достаточные усилия для минимизации риска деловых отношений с клиентами или поставщиками товаров, работ, услуг, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность.
В целях снижения риска вовлечения Предприятия в коррупционную деятельность внедряются специальные процедуры проверки клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг. Предприятие проводит оценку неприятия коррупции со стороны клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг Предприятия, в том числе проверку наличия у них собственных антикоррупционных процедур и/или политик, осуществляет через официальные источники проверку на предмет их благонадежности, аффилированности к государственным служащим (через близких родственников или по иным основаниям), государственным компаниям и структурам, готовности соблюдать требования Политики и включать в договоры антикоррупционные оговорки, а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
Перед оформлением деловых отношений Предприятие информирует клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг о принципах Политики, размещая ее в свободном доступе. В договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Предприятия, вводится стандартная антикоррупционная оговорка.
8.13. Антикоррупционная экспертиза проектов ЛНА Предприятия и договоров с контрагентами
Предприятие осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов ЛНА Предприятия и договоров с контрагентами с целью выявления норм и положений, которые способствуют или могут способствовать коррупции, а также разрабатывает рекомендации по устранению указанных несоответствий.
8.14. Ведение учета и отчетности
Все финансовые операции на Предприятии должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете и отчетности, задокументированы и доступны для проверки.
На Предприятии назначены должностные лица, несущие персональную ответственность за подготовку и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Искажение или фальсификация первичных документов, финансовых операций, бухгалтерского учета и отчетности Предприятия, в том числе в целях выполнения бюджетов Предприятия, строго запрещены.
8.15. Конфиденциальная информация
Работники Предприятия соблюдают требования ЛНА Предприятия, касающиеся конфиденциальности и раскрытия информации Предприятия, включая положения, изложенные в трудовых договорах работников.
Любая служебная или не общедоступная информация о клиентах, поставщиках товаров, работ, услуг или конкурентах Предприятия не должна использоваться, если возникли подозрения в том, что она была получена нечестным путем или направлена работнику ошибочно.
8.16. Внутренний контроль и аудит
СВКиУР Предприятия способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Предприятия.
На Предприятии на регулярной основе проводится внутренний и внешний аудит финансово-хозяйственной деятельности, контроль полноты и правильности отражения данных в бухгалтерском учете и отчетности, соблюдения требований применимого антикоррупционного законодательства и ЛНА Предприятия, в том числе принципов и требований, установленных настоящей Политикой.
В рамках процедур внутреннего контроля на Предприятии проводятся проверки выполнения ключевых бизнес-процессов, включая выборочные проверки законности осуществляемых платежей, их экономической обоснованности, целесообразности расходов, в т.ч. на предмет подтверждения первичными учетными документами и соответствия требованиям настоящей Политики.
8.17. Сообщения о фактах коррупции и совершения правонарушений при ведении ФХД Предприятия
Предприятие осуществляет прием сообщений от работников и третьих лиц о возможных фактах коррупции на Предприятии и правонарушениях при ведении ФХД Предприятия с использованием канала взаимодействия с заявителями - Линии доверия, информация о которой размещена на официальном сайте Предприятия в сети Интернет.
Линия доверия создана для повышения уровня корпоративного управления, своевременного выявления возможных фактов коррупции и совершения правонарушений при ведении ФХД Предприятия и реагирования на данные факты.
Заявитель может обратиться по Линии доверия путем направления сообщения посредством телефонного звонка, факсимильного сообщения, через специальную форму на официальном сайте Предприятия.
Предприятие осуществляет проверку информации о возможных фактах коррупции и совершения правонарушений при ведении ФХД Предприятия в порядке, определенном ЛНА Предприятия. В случае подтверждения факта коррупции и совершения правонарушения принимает меры, направленные на устранение причин нарушения, минимизацию последствий и привлечение к ответственности виновных работников.
Конфиденциальность в отношении работника/третьего лица, сообщившего о возможном факте коррупции и совершении правонарушения при ведении ФХД Предприятия, будет сохраняться в той мере, в какой это практически оправдано в данных обстоятельствах и соответствует выполнению Политики.
По желанию заявителя сообщение о возможном факте коррупции и совершении правонарушения при ведении ФХД Предприятия может быть сделано на анонимной основе.
Работник Предприятия также может воспользоваться другими способами для информирования о случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной ему информации о случаях совершения коррупционных правонарушений и правонарушений при ведении ФХД Предприятия другими работниками, контрагентами Предприятия или иными лицами. Для этого он может в устной или письменной форме сообщить одному из перечисленных лиц:
- своему непосредственному руководителю. При подозрении на совершение коррупционных действий непосредственным руководителем - вышестоящему руководителю;
- в ДЭБиФМ и/или подразделение безопасности обособленного структурного подразделения Предприятия;
- или обратиться по Линии доверия.
Предприятие вводит процедуры защиты работников, добросовестно сообщивших о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной им информации о случаях совершения коррупционных правонарушений и правонарушений при ведении ФХД Предприятия другими работниками, контрагентами Предприятия или иными лицами, от формальных и неформальных санкций.
8.18. Информирование и обучение
Предприятие принимает разумные меры по информированию и разъяснению принципов и норм применимого законодательства, Политики и иных ЛНА по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.
Предприятие размещает Политику в свободном доступе на корпоративном сайте в сети Интернет.
При приеме на работу работник должен быть ознакомлен с положениями Политики и иными ЛНА по вопросам противодействия вовлечению в коррупционную деятельность и обучен применению положений Политики в повседневной работе. Обучение производится в формате вводного тренинга для новых работников.
Предприятие также обеспечивает своевременное ознакомление всех работников под роспись с актуальными версиями Политики и иными ЛНА, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции на Предприятии,
С каждым работником Предприятия в обязательном порядке подписывается Обязательство соблюдения норм Политики (приложение к Политике), в том числе при заключении трудового договора при приеме на работу.
Предприятие проводит обучение работников для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры.
Периодическое обучение работников Предприятия проводится (в очной или дистанционной форме) с целью поддержания на должном уровне их знаний по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.
Информация также доводится посредством рассылки новостей, ЛНА Предприятия, отчетов и т.п. целевым группам руководителей и работников Предприятия по электронной почте.
Устное донесение до работников информации и разъяснение важности Политики также осуществляется непосредственными руководителями.
Консультирование по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур осуществляется в индивидуальном порядке непосредственным руководителем, координатором по вопросам деловой этики Предприятия, работником структурного подразделения (должностным лицом), ответственным за противодействие коррупции. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и управления конфликтом интересов осуществляется с соблюдением конфиденциальности.
9. Взаимодействие с работниками
Предприятие требует от своих работников соблюдения настоящей Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.
Все работники Предприятия обязаны:
- руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Предприятия;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Предприятия;
- незамедлительно информировать о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений, о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Предприятия или иными лицами, оказывать помощь при проведении проверок/служебных расследований по данным фактам;
- сообщить о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
Соблюдение работниками Предприятия принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при награждении и применении дисциплинарных взысканий.
10. Отказ от ответных мер и санкций
Предприятие заявляет о том, что ни один работник не подвергнется санкциям, если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, в том числе отказался дать взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, даже если в результате у Предприятия возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.
11. Системное управление коррупционными рисками
Управление риском коррупции является одной из составных частей управления рисками Предприятия и осуществляется в соответствии с Политикой в области ВКиУР.
Предприятие выявляет, анализирует и проводит оценку и периодическую переоценку коррупционных рисков.
Идентификация рисков коррупции осуществляется руководством Предприятия, владельцами бизнес-процессов, ДВК и ДВК Макрорегионов в ходе проведения контрольных мероприятий.
Оценки коррупционных рисков позволяет выделить наиболее значимые с точки зрения потенциальной коррупционной составляющей бизнес-процессы, обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Предприятия и рационально использовать ресурсы, направляемые на предупреждение коррупции.
Предприятие разрабатывает и внедряет эффективные антикоррупционные процедуры, в том числе в рамках Комплексной программы по противодействию коррупции, соразмерные выявленным коррупционным рискам в деятельности Предприятия, и контролирует их соблюдение.
Под эффективными антикоррупционными процедурами подразумеваются осуществимые и экономически обоснованные процедуры по предупреждению коррупции, направленные на минимизацию коррупционных рисков.
Предприятие регулярно осуществляет мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных процедур, контролирует их исполнение, при необходимости пересматривает и совершенствует их.
12. Ответственность за неисполнение (ненадлежащее)
исполнение Политики
Руководство Предприятия, руководители обособленных структурных подразделений и работники Предприятия несут ответственность за соблюдение принципов и требований Политики.
За совершение коррупционных правонарушений работники Предприятия при наличии в их действиях признаков состава административного правонарушения или преступления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Работники предприятия, виновные в нарушении требований Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по инициативе Предприятия в порядке, установленном ЛНА Предприятия, регламентирующими вопросы дисциплинарной ответственности, в том числе:
- за совершение коррупционного правонарушения, если в действиях работника нет состава административного правонарушения или преступления;
- несоблюдение запретов, установленных Политикой и иными ЛНА Предприятия в области противодействия коррупции;
- несообщение о фактах коррупции или их сокрытии;
- несообщение о конфликте интересов;
- необеспечение работником выполнения мер по противодействию коррупции;
- другие действия/бездействия, содержащие признаки коррупции или: способствующие ее совершению.
13. Заключительные положения
13.1. Вопросы, не урегулированные Политикой, регулируются законодательством Российской Федерации и ЛНА Предприятия.
13.2. Инициаторами актуализации Политики могут быть генеральный директор, заместители генерального директора Предприятия, ДЭБиФМ, ДВК.
13.3. Приказы Предприятия от 22.04.2013 N 164-п "Об утверждении Антикоррупционной политики ФГУП "Почта России" и от 30.03.2015 N 102-п "О внесении изменений в Антикоррупционную политику ФГУП "Почта России" признаются утратившими силу с момента утверждения настоящей Политики.
Приложение
к Антикоррупционной политике
ФГУП "Почта России"
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО соблюдения норм Антикоррупционной политики Я, ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество, должность) подтверждаю, что ознакомлен(а) с Антикоррупционной политикой ФГУП "Почта России" (далее - Предприятие) и обязуюсь соблюдать ее. Мне известно, что в соответствии с Антикоррупционной политикой Предприятия всем работникам Предприятия, включая меня, запрещено прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, в том числе предлагать, давать взятки, обещать, просить или получать платежи для упрощения формальностей в любой форме, в т.ч., в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от каких-либо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, российских и иностранных государственных служащих, частных компаний и их представителей. Я ознакомлен(а) с возможностью сообщить (в том числе анонимно) на Линию доверия Предприятия, своему непосредственному руководителю, в Департамент экономической безопасности и финансового мониторинга Блока по корпоративной безопасности Предприятия и/или подразделение почтовой безопасности обособленного структурного подразделения Предприятия, руководству Предприятия об имеющихся у меня подозрениях в правомерности или этичности своих действий, а также действий, бездействия или предложений других работников, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с Предприятием. Мне разъяснено, что ни один работник Предприятия, включая меня, не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии и т.п.), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции либо если он отказался дать взятку, совершить коммерческий подкуп или любым другим способом оказать посредничество в коррупционных действиях, в том числе в результате такого отказа у Предприятия и/или обособленных структурных подразделениях Предприятия возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества. Я предупрежден(а) о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и/или уголовной ответственности за нарушение антикоррупционных требований российского и другого применимого законодательства, а также Антикоррупционной политики. "__" _________ 20__ г. _________________________________