См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. N АПЛ15-23
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Горчаковой Е.В.,
при секретаре П.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению П.Г. о признании недействующими подпункта "а" и абзаца седьмого пункта 2.1 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69,
по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 г., регистрационный номер 2448, опубликован 22 ноября 2000 г. в "Российской газете", N 224 и 27 ноября 2000 г. в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 48.
Согласно подпункту "а" пункта 2.1 Инструкции права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "ж" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122. Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих службу или временное нахождение военнослужащих, воспитанников воинских частей и юнг в составе действующей армии; службу в партизанских отрядах и соединениях, а также участие в деятельности подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Абзацем седьмым пункта 2.1 Инструкции предусмотрено, что подтверждающими документами в отношении партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период войны или период других боевых операций по защите Отечества на оккупированной территории, могут служить удостоверение партизана Великой Отечественной войны, справки штабов партизанского движения Великой Отечественной войны, справки архивных учреждений и решения областных комиссий по делам бывших партизан о принадлежности к партизанам и подпольщикам.
П.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 2.1 Инструкции в части, предусматривающей выдачу удостоверений ветерана Великой Отечественной войны на основании документов, подтверждающих службу в партизанских отрядах и соединениях. Заявитель просил также признать недействующим абзац седьмой указанного пункта Инструкции, которым определен перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие "служба" к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. заявление П.Г. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В суд апелляционной инстанции П.Г. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда не находит.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований приведенного федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 27 апреля 1995 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда" установило, что меры социальной поддержки, предоставленные Федеральным законом о ветеранах категориям ветеранов, не указанным в пункте 1 данного постановления, реализуются на основании выданных государственными органами удостоверений единого образца, установленного для каждой из этих категорий Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации (абзац второй пункт 4).
Постановлением от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" Правительство Российской Федерации утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, его описание, а также инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета этих удостоверений. Пунктом 6 указанного постановления Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Министерству транспорта Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти поручено внести изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации права на меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, установленные Федеральным законом о ветеранах.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области социальной защиты населения, а также координирующий деятельность в этом направлении иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом о ветеранах и на основании приведенных выше постановлений Правительства Российской Федерации разработало оспариваемую Инструкцию.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что Инструкция издана в пределах полномочий Министерства труда и социального развития Российской Федерации, является правильным.
Доводы заявителя о противоречии подпункта "а" пункта 2.1 Инструкции Федеральному закону о ветеранах и Федеральному закону о воинской обязанности и военной службе лишены правовых оснований и обоснованно признаны судом несостоятельными.
Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. Категории ветеранов и меры их социальной защиты указанный закон не определяет.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона о ветеранах ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Ветеранами Великой Отечественной войны являются участники Великой Отечественной войны, к которым, в частности, относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Из смысла приведенной нормы закона не следует, что к партизанам относятся любые лица, находившиеся в партизанских отрядах и соединениях, как правильно указано в обжалованном решении, а лишь те, кто непосредственно участвовал в партизанском движении. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что партизанские формирования, по сути, являлись нерегулярным компонентом Вооруженных Сил, поскольку созданная постановлением Государственного Комитета Обороны от 30 мая 1942 г. структура партизанского движения обеспечивала централизованное управление созданием, подготовкой и применением партизанских формирований. Боевые действия партизанских отрядов и соединений планировались в тесном взаимодействии с регулярными войсками фронтов в рамках проводимых операций. С учетом изложенных обстоятельств, а также принимая во внимание то, что партизаны принимали присягу, их деятельность фактически была приравнена к военной службе.
Утверждение заявителя о том, что в Федеральном законе о ветеранах в отношении партизан употребляется слово "действовавших", является ошибочным. Из содержания подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного закона следует, что определение "действовавших" относится в этом предложении лишь к словосочетанию "члены подпольных организаций".
Довод апелляционной жалобы о том, что закрепленный в абзаце седьмом пункта 2.1 Инструкции перечень документов, подтверждающих службу в партизанских отрядах и соединениях, является закрытым, несостоятелен, поскольку такого указания в нем не содержится. Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в заседании суда первой инстанции также указал, что перечень не является исчерпывающим, а вопрос о том, какие доказательства помимо указанных в данном пункте являются достаточным подтверждением службы лица в партизанском отряде, может быть разрешен судом в каждом конкретном случае, исходя из оценки всех представленных по делу доказательств.
Поскольку оспариваемая в части Инструкция не нарушает права и законные интересы заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно оставил заявление П.Г. без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы заявителя в целом сводятся к иной оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе подробного анализа норм действующего гражданского законодательства в их взаимосвязи, а его требования направлены на разрешение вопроса о внесении изменений в действующее законодательство, что не относится к компетенции Верховного Суда Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Г. без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Е.В.ГОРЧАКОВА