ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2014 г. N АПЛ14-465

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Горшкова В.В.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" о признании недействующими пунктов 13, 14, 16, 45, 92 - 94 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808,

по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2014 г., которым в удовлетворении его заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Б., С. и К., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808, опубликованным 20 августа 2012 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 34, утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

Одним из основных понятий, используемых для целей Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", является "единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения" (далее - единая теплоснабжающая организация), под которой понимается теплоснабжающая организация, определяемая в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 2 названного федерального закона).

Пункты 13, 14, 16 Правил касаются критериев и порядка определения единой теплоснабжающей организации, пункт 45 - особенностей заключения договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя между владельцем источника тепловой энергии и единой теплоснабжающей организацией в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, пункты 92 - 94 Правил - порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

Общество с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" (далее - ООО "ТЭК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просило признать недействующими пункты 13, 14, 16, 45, 92 - 94 Правил, ссылаясь на то, что они не соответствуют положениям Федерального закона "О теплоснабжении", Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2014 г. в удовлетворении заявления ООО "ТЭК" отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его вынесенным по неправильно определенным обстоятельствам, имеющим значение для дела. Как указано в жалобе, в процессе реализации Правил были допущены нарушения прав заявителя, которые невозможно устранить путем применения положений оспариваемого нормативного правового акта, что свидетельствует о его незаконности. Правила в оспариваемой части противоречат статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, согласно которой условия договора определяются по усмотрению сторон.

ООО "ТЭК" о времени и месте судебного заседания суда второй инстанции извещено надлежащим образом, просило провести судебное разбирательство в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при осуществлении оспариваемого нормативного правового регулирования Правительство Российской Федерации не вышло за пределы предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, пункты 13, 14, 16, 45, 92 - 94 Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Компетенция высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации на утверждение Правил следует из пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "О теплоснабжении", а также целого ряда иных его норм, в том числе статей 15 (пункт 3 части 2, часть 3, пункты 6, 7 части 8, часть 10), 17 (часть 3, пункт 9 части 4).

В соответствии с пунктом 13 Правил организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях (абзац первый): систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных условиями договоров, указанных в пункте 12 Правил. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов (абзац второй); принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации (абзац третий); принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом (абзац четвертый); прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (абзац пятый); несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (абзац шестой); подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации (абзац седьмой).

Согласно пункту 14 Правил лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов. Уполномоченное должностное лицо организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, обязано уведомить уполномоченный орган о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 Правил фактов, являющихся основанием для утраты организацией статуса единой теплоснабжающей организации, в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о реорганизации, ликвидации, признания организации банкротом, прекращения права собственности или владения имуществом организации.

Пункт 16 Правил обязывает уполномоченный орган принять решение об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации в течение 5 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 Правил, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 Правил.

Анализ приведенных пунктов Правил, оспариваемых заявителем, не дает оснований для вывода о том, что они противоречат каким-либо нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьям 1, 421, и статье 3 Федерального закона "О теплоснабжении" об общих принципах организации отношений и основах государственной политики в сфере теплоснабжения.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" закрепляет, что единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 45 Правил представляет собой практически дословное воспроизведение данного законоположения, в связи с чем заявление ООО "ТЭК" в указанной части по сути сводится к оспариванию нормы федерального закона. Однако полномочиями по осуществлению такой проверки Верховный Суд Российской Федерации не наделен.

В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 92 Правил).

До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (пункт 93 Правил).

Если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя. Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после полного погашения задолженности или заключения соглашения о реструктуризации долга, устранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок (пункт 94 Правил).

Как верно констатировал суд первой инстанции, определение порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения обязательств по оплате тепловой энергии, а также нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, нарушения режима потребления тепловой энергии, в иных случаях осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему законодателем полномочий и в полной мере согласуется с положениями Федерального закона "О теплоснабжении", в том числе его статьи 22.

Ссылка в жалобе на противоречие Правил в оспариваемой части статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) несостоятельна. Устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяя правовое положение участников гражданского оборота, Кодекс в статье 421 закрепляет принцип свободы договора. Условия договора, согласно пункту 4 указанной нормы, определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Под иными правовыми актами Кодекс понимает указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 3). Пункт 4 статьи 3 Кодекса говорит о праве Правительства Российской Федерации принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации. Как уже отмечалось, соответствующими полномочиями Правительство Российской Федерации наделено федеральным законодателем.

Установив, что оспариваемое нормативное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, не противоречит нормам большей юридической силы, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно принял решение об отказе в удовлетворении заявления.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Проверка законности и обоснованности конкретных правоприменительных решений, действий (бездействия) осуществляется в иной судебной процедуре.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетическая компания" - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

В.В.ГОРШКОВ