ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июля 2016 г. N АПЛ16-257

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В.,

при секретаре Ж.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.М. о признании недействующим пункта 5 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267,

по апелляционной жалобе К.М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Федеральной службы исполнения наказаний К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) от 16 мая 2012 г. N 267 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 июня 2012 г., регистрационный номер 24708, официально опубликован в "Российской газете", 2012 г., 11 июля, N 156.

Согласно пункту 5 Инструкции граждане, проживающие на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, помимо документов, перечисленных в пункте 4 Инструкции, представляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка согласно приложению N 2 к Инструкции. Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.

К.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Инструкции, указывая на то, что оспариваемая норма Инструкции противоречит Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, поскольку органы ФСИН России не уполномочены законодательством Российской Федерации устанавливать факты проживания граждан на определенной территории. Нарушение своего права усматривает в том, что отсутствие справки о проживании на территории поселка послужило основанием для отказа во включении ее в список граждан - участников подпрограммы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2016 г. К.М. отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В апелляционной жалобе, поданной представителем административного истца В., К.М., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит отменить решение в полном объеме и принять новое решение - об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

К.М., ее представитель и представитель Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание Апелляционной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в представленном возражении на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что Инструкция разработана и принята ФСИН России в пределах предоставленных ему полномочий на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила).

Правилами установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (подпункт "б" пункта 5). Для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил, подают заявление об участии в подпрограмме с приложением необходимых документов, в том числе справки о проживании на территории поселка - для граждан, проживающих в таком поселке (подпункт "а" пункта 19).

Следовательно, основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов является фактическое проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 31 Правил порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки.

При таких данных правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Инструкция утверждена федеральным органом исполнительной власти - ФСИН России во исполнение указанной нормы Правил, определяет порядок формирования списков граждан, изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе и в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего законодательства.

Предписания пункта 5 Инструкции о предоставлении справки соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании гражданина на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности соответствуют приведенным пунктам Правил, имеющим большую юридическую силу по отношению к оспариваемой Инструкции, не ограничивают права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, как ошибочно указывает административный истец в апелляционной жалобе, и, следовательно, его прав и законных интересов не нарушают.

Нормы Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, на которые ссылается административный истец в апелляционной жалобе, порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и их выдачи гражданам - участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе не регулируют, поэтому оспариваемое предписание пункта 5 Инструкции, вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, им не противоречит.

Решение принято судом с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Выводы суда о законности оспариваемого в части нормативного правового акта подробно мотивированы. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда не законно и необоснованно, голословны.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Ю.В.СИТНИКОВ