См. Документы Федеральной службы по интеллектуальной собственности

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 20 мая 2009 г. N 4

ПО ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ
ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ, СОДЕРЖАЩИХ
ОЛИМПИЙСКУЮ СИМВОЛИКУ

1. В соответствии со статьей 1 Найробского договора об охране олимпийского символа Российская Федерация, как участница названного договора, приняла на себя обязательство отказывать в регистрации в качестве товарного знака или признавать недействительной регистрацию товарного знака, а также запрещать путем соответствующих мер использование в качестве товарного знака (или другого обозначения) в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного Олимпийского комитета (далее - МОК).

Олимпийской хартией, введенной в действие 07.07.2007, закрепляется право МОК на так называемую Олимпийскую собственность. Нормой пункта 2 Правила 7 Олимпийской хартии предусмотрено, в частности, что олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова "Олимпийские игры" и "игры Олимпиады"), знаки, эмблемы, огонь и факелы (включая их технические решения) являются "Олимпийской собственностью", и все права на каждый из них в отдельности и на все элементы Олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но не ограничиваясь, использование для получения дохода, в коммерческих и рекламных целях. Согласно упомянутой правовой норме МОК может лицензировать все свои права или их часть на условиях, регламентируемых Исполкомом МОК.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливается особый порядок использования олимпийской символики, а также паралимпийской символики. Согласно части 2 статьи 7 Закона использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с МОК и (или) Международным Паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (далее - компетентный орган). К компетентным органам в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона следует относить Оргкомитет "Сочи 2014", который обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту принадлежащих Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением перечисленных требований признается незаконным (часть 3 статьи 7 Закона).

Принцип точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов на территории Российской Федерации всеми государственными органами, организациями и гражданами закреплен в пункте 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, положения которой составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

На основании государственной регистрации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право на использование товарного знака, а лицу, на имя которого зарегистрирован промышленный образец (патентообладателю), - исключительное право использования промышленного образца. Вместе с тем действия, касающиеся государственной регистрации товарного знака или промышленного образца, не должны приводить к нарушению законодательства, охраняющего олимпийскую символику. В силу изложенного государственная регистрация товарного знака или промышленного образца, включающего олимпийскую и паралимпийскую символику, произведенная в нарушение норм части 2 статьи 7 Закона, должна рассматриваться как не соответствующая принципам построения правового государства и тем самым противоречащая общественным интересам.

Положения национального законодательства в части запрета государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, включающего элементы олимпийской и паралимпийской символики, и промышленного образца, включающего такие элементы, по причине его противоречия общественным интересам согласуются с международными нормами. Как известно, эти нормы предусматривают возможность отказа в государственной регистрации в случае, когда она противоречит публичному порядку, а следовательно, не соответствует фундаментальным правовым и социальным концепциям конкретной страны.

Олимпийские символы представляют собой все атрибуты (кольца, гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, оливковая ветвь, салют, талисманы, флаг, эмблема Олимпийских игр), используемые МОК для продвижения идеи олимпийского движения во всем мире. Паралимпийские символы представляют собой обозначения, совпадающие с олимпийскими символами и используемые Международным Паралимпийским комитетом для продвижения международных спортивных соревнований для инвалидов. Всякое использование олимпийских и паралимпийских символов в коммерческих целях запрещено Олимпийской хартией.

2. Перечень обозначений, которые относятся к олимпийской и паралимпийской символике, приводится в части 1 статьи 7 Закона. Согласно данной правовой норме под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр.

3. В случае подачи в Роспатент, который является федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, заявки на государственную регистрацию товарного знака (знака обслуживания), представляющего собой или содержащего в качестве элемента вышеупомянутую олимпийскую и (или) паралимпийскую символику, а также сходных с ними до степени смешения обозначений в контексте пункта 2 правила 7 Олимпийской хартии и части 1 статьи 7 Закона, следует руководствоваться названными выше международными актами и Законом, а также учитывать положения статей 6 ter и 6 quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Исходя из положений указанных документов и пункта 2 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), государственная регистрация олимпийской и паралимпийской символики в качестве товарного знака либо сходных с ними обозначений не может быть произведена, если на это не имеется согласия соответствующего компетентного органа.

В случае если товарный знак содержит элементы, включающие олимпийскую и паралимпийскую символику, то при наличии упомянутого согласия такие элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов.

Наряду с положением, содержащимся в пункте 2 статьи 1483 Кодекса, основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака, сходного до степени смешения с олимпийской и паралимпийской символикой или включающего в себя элемент, сходный с такой символикой до степени смешения, может являться положение, содержащееся в пункте 3 этой статьи. Данное положение устанавливает запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя или противоречащие общественным интересам.

Кроме того, следует принимать во внимание, что в составе заявленного на регистрацию обозначения могут присутствовать элементы, которые могли бы быть признаны сходными с олимпийской и (или) паралимпийской символикой, но не имеют никакой, даже ассоциативной связи с олимпийским или паралимпийским движением. В частности, речь идет о включении в состав заявляемого обозначения элементов, указывающих на место оказания услуги или производства товара и являющихся достоверными и географически мотивированными. В таких случаях не требуется получение согласия компетентного органа на включение в состав товарного знака подобных элементов, не указывающих на связь с олимпийским и (или) паралимпийским движением.

4. В случае подачи в Роспатент заявки на выдачу патента на промышленный образец, представляющий собой художественно-конструкторское решение, воспроизводящее, имитирующее или включающее элементы, тождественные или сходные до степени смешения с вышеупомянутыми олимпийскими и (или) паралимпийскими символами, следует относить их к решениям, противоречащим общественным интересам, руководствуясь при этом названными выше международными актами и Законом. Исходя из положений указанных документов и пункта 4 (4) статьи 1349 Кодекса не могут быть объектами патентных прав решения, противоречащие общественным интересам.

Руководитель Роспатента
Б.П.СИМОНОВ