МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ СЕТЕЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НЕСКОЛЬКИХ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации разработаны на основании Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 26.08.2014 N 258 и зарегистрированных в Минюсте России 30.10.2014, регистрационный N 34540 (далее - Требования).

2. Методические рекомендации определяют порядок действий операторов связи и территориальных органов Роскомнадзора при вводе в эксплуатацию операторами связи сетей (фрагментов сетей) электросвязи, входящих в сеть связи общего пользования и предназначенных для оказания услуг связи, фрагменты которых располагаются на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также порядок взаимодействия оператором связи и органов Роскомнадзора при осуществлении таких вводов.

3. Сеть электросвязи вводится в эксплуатацию в целом или отдельными фрагментами, которыми являются части сети, образованные средством (средствами) связи и (или) линией (линиями) связи и единовременно вводимые в эксплуатацию.

При вводе в эксплуатацию должно соблюдаться условие - на сети электросвязи в целом или фрагменте сети электросвязи должна обеспечиваться возможность оказания услуг связи в связи с тем, что пунктом 11 Требований установлено полномочие приемочной комиссии по вводу в эксплуатацию (далее - Приемочная комиссия) по оценке готовности вводимой в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи к оказанию услуг связи.

4. Территориальные органы Роскомнадзора принимают участие во вводе в эксплуатацию следующих сетей (фрагментов сетей) электросвязи:

а) сети (фрагменты сети) междугородной и международной телефонной связи;

б) сети (фрагменты сети) фиксированной зоновой телефонной связи;

в) сети (фрагменты сети) местной телефонной связи проектной емкостью 3 000 номеров и выше;

г) сети (фрагменты сети) подвижной радиосвязи, за исключением базовых станций, ретрансляторов и контроллеров базовых станций сетей подвижной радиосвязи;

д) сети (фрагменты сети) подвижной радиотелефонной связи, за исключением базовых станций, ретрансляторов, контроллеров базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи и линий привязки этих элементов к транспортной сети подвижной радиотелефонной связи;

е) сети (фрагменты сети) подвижной спутниковой радиосвязи;

ж) сети (фрагменты сети) передачи данных проектной скоростью передачи данных 10 Гбит/с и выше;

з) сети связи (фрагменты сети связи) для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, за исключением распределительных систем кабельного телевизионного вещания проектной емкостью до 2500 абонентских подключений;

и) системы распределения программ телевидения (MMDS);

к) узлы обслуживания вызовов экстренных оперативных служб;

л) телевизионные и радиовещательные передающие станции всех типов мощностью 500 Вт и выше.

II. Порядок действий операторов связи
и территориальных органов Роскомнадзора при вводе
в эксплуатацию сетей (фрагментов сетей) электросвязи,
расположенных на территории нескольких субъектов
Российской Федерации

В случае создания сети (фрагмента сети) электросвязи на территории нескольких субъектов Российской Федерации оператор связи направляет в центральный аппарат Роскомнадзора письменное уведомление о начале работ.

Руководитель Роскомнадзора или лицо, исполняющее его обязанности, своим распоряжением назначает один из территориальных органов Роскомнадзора головным по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, располагающейся на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Распоряжение о назначении одного из территориальных органов Роскомнадзора головным направляется оператору связи, а также во все территориальные органы Роскомнадзора, на подведомственной территории которых планируется создание сети (фрагмента сети) электросвязи.

На головной территориальный орган Роскомнадзора возлагается общая координация работы представителей территориальных органов Роскомнадзора, на подведомственной территории которых будет находиться (находится) вводимая в эксплуатацию сеть (фрагмент сети) электросвязи.

Оператор связи уведомляет головной территориальный орган Роскомнадзора о формировании Приемочной комиссии и просит назначить представителя этого органа для включения в состав Приемочной комиссии.

Головной территориальный орган Роскомнадзора осуществляет регистрацию уведомления, определяет требуемое количество специалистов в создаваемой в головном территориальном органе Роскомнадзора рабочей группе, необходимость и степень участия специалистов территориальных органов Роскомнадзора в других субъектов Российской Федерации в составе рабочей группы и назначает представителя головного территориального органа Роскомнадзора для работы в Приемочной комиссии и в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет оператору связи предложения о включении в состав Приемочной комиссии представителя с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии).

В состав Приемочной комиссии от головного территориального органа Роскомнадзора может, как правило, предлагаться только один представитель.

В отдельных случаях по решению головного территориального органа Роскомнадзора в состав Приемочной комиссии по согласованию с оператором связи могут предлагаться представители других территориальных органов Роскомнадзора.

При необходимости для участия в работе Приемочной комиссии может создаваться рабочая группа из представителей головного территориального органа Роскомнадзора и других территориальных органов Роскомнадзора.

Для уточнения состава специалистов, включаемых в рабочую группу, головной территориальный орган Роскомнадзора при необходимости может запросить у оператора связи дополнительные сведения о подготовленной к вводу в эксплуатацию сети (фрагменте сети) электросвязи (виды услуг, для предоставления которых предназначена сеть или фрагмент сети электросвязи, местоположение сети электросвязи, данные о размещении элементов сети электросвязи и др.).

Копию приказа о назначении Приемочной комиссии оператор связи должен направить в головной территориальный орган Роскомнадзора. После получения копии может быть начата работа Приемочной комиссии оператора связи.

Головной территориальный орган Роскомнадзора в рамках общей координации работ информирует соответствующие территориальные органы Роскомнадзора о начале работы Приемочной комиссии и рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора, а также определяет порядок взаимодействия специалистов, участвующих в этой работе.

Приказ о проведении работ по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети электросвязи) издается в каждом территориальном органе Роскомнадзора, специалисты которого участвуют в этих работах и входят в состав рабочей группы.

Головной территориальный орган Роскомнадзора письменно информирует оператора связи о направлении специалистов рабочей группы на места для участия в работе по вводу в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи и составе рабочей группы, а оператор связи должен обеспечить возможность их работы на местах.

Специалисты рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора на местах проводят проверку полноты предоставления оператором связи необходимых документов, указанных в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям, изучают и анализируют документы, оценивают соответствие сети (фрагмента сети) электросвязи указанным документам и ее готовность к оказанию услуг связи в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Рекомендациям.

По результатам указанных работ специалистами рабочей группы территориальных органов Роскомнадзора, не являющихся головным, формируется письменное сообщение, содержащее выводы о возможности ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, а при наличии обоснованных возражений - мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, имеющее ссылки на нормативные правовые акты в области связи.

Письменное сообщение по системе электронного документооборота Роскомнадзора (СЭД) за подписью руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа Роскомнадзора направляется в головной территориальный орган Роскомнадзора.

Головным территориальным органом Роскомнадзора на основании результатов собственных работ и с учетом письменных сообщений территориальных органов Роскомнадзора делаются выводы о возможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, а при наличии обоснованных возражений формируется обобщенное мотивированное заключение с обоснованием невозможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, имеющее ссылки на нормативные правовые акты в области связи.

При наличии выводов о возможности принятия в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи представитель головного территориального органа Роскомнадзора - член Приемочной комиссии подписывает Акт о вводе сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию (далее - Акт).

Рекомендуемая форма Акта приведена в приложении N 2 к Требованиям, в связи с чем Оператор связи по своему усмотрению вправе использовать иную форму Акта, в том числе форму первичной учетной документации N КС-14, утвержденную постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Необходимо отметить, что Акт является документом, предназначенным, в том числе для зачисления технических средств сети (фрагмента сети) электросвязи в состав основных фондов (основных средств) оператора связи, в связи с чем не допускается внесение в Акт дополнительных записей, ограничивающих срок эксплуатации сети (фрагмента сети) электросвязи сроком действия лицензий на оказание услуг связи, для оказания которых эта сеть (фрагмент сети) предназначена.

При наличии обоснованных возражений против ввода в эксплуатацию представитель головного территориального органа Роскомнадзора - член Приемочной комиссии направляет обобщенное мотивированное заключение должностному лицу оператора связи, назначившему Приемочную комиссию, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня, назначенного Приемочной комиссией для приемки сети (фрагмента сети) электросвязи в эксплуатацию.

После получения обобщенного мотивированного заключения оператор связи определяет меры к устранению выявленных недостатков и назначает дату повторной приемки в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи, о чем информирует головной территориальный орган Роскомнадзора.

Датой ввода в эксплуатацию сети (фрагмента сети) электросвязи считается дата утверждения Акта.

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОПЕРАТОРОМ СВЯЗИ
ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ПРИЕМОЧНУЮ КОМИССИЮ

1. Проектная документация на вводимую в эксплуатацию сеть (фрагмент сети) электросвязи.

2. Копии свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств (при наличии радиоэлектронных средств).

3. Копии договоров о присоединении к другим сетям электросвязи.

4. Копии документов, подтверждающие выделение ресурсов нумерации.

5. Перечень используемых средств связи с указанием наименования типа и номера сертификата соответствия на средства связи или декларации о соответствии средств связи;

6. Акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи).

Допускается по согласованию с органом федеральной службы безопасности вместо акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий направление утвержденного плана по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - план мероприятий) на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи (фрагменте сети электросвязи). В этом случае направляется также письменное подтверждение выполнения оператором связи утвержденного плана мероприятий на дату представления его в Приемочную комиссию, подписанное руководителем территориального управления федеральной службы безопасности на бумажном носителе в свободной форме.

Приложение N 2

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ ПО ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ СЕТИ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ К ОКАЗАНИЮ
УСЛУГ СВЯЗИ

Для оценки готовности сети электросвязи к оказанию услуг связи территориальным органом Роскомнадзора проводится проверка:

1. Соответствия назначения применяемых средств связи условиям применения, указанным в сертификатах соответствия и декларациях о соответствии средств связи.

2. Наличия резервных автономных источников питания, обеспечивающих при нарушении внешнего электроснабжения функционирование средств связи, входящих в состав узлов связи, точек присоединения сети связи, базовых станций фиксированного абонентского доступа, а также базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи и сети подвижной радиосвязи, не менее 4 часов при нагрузке, соответствующей часу наибольшей нагрузки.

3. Наличия предусмотренных нормативными правовыми актами в области связи присоединений вводимых в эксплуатацию сетей электросвязи к соответствующим сетям электросвязи.

4. Обеспечения соединения узлов связи сетей подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной спутниковой радиосвязи и местной телефонной связи с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб.