ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИВЕДЕНИЮ УСТАВОВ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
В СООТВЕТСТВИЕ С УСТАВОМ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 марта 2011 года VI Съездом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации были утверждены изменения в Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которые в настоящее время зарегистрированы в установленном законодательством порядке.

Внесение изменений и дополнений в Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации обусловлено необходимостью его приведения в соответствие с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), иных законов, а также в соответствие с требованиями Министерства юстиции Российской Федерации и практикой, выработанной ТПП России за период, прошедший после V Съезда ТПП России.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (далее - Закон о ТПП), устав торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и Уставу ТПП России.

С учетом изложенного и на основе анализа положений уставов торгово-промышленных палат представляется необходимым при подготовке торгово-промышленными палатами изменений в свои уставы учитывать следующее.

1. Закон N 7-ФЗ применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 1). В этой связи статью уставов торгово-промышленных палат, определяющую нормативные правовые акты, на основе которых действует палата, необходимо дополнить указанием на Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

2. Согласно статье 14 Закона о ТПП торгово-промышленные палаты являются членами ТПП России. В этой связи, исходя из пункта 4 статьи 24 Устава ТПП России, главу (раздел) уставов палат, содержащую общие положения, необходимо дополнить указанием на то, что торгово-промышленная палата обязана соблюдать требования Устава ТПП России, выполнять решения Съезда, Правления и Президиума Правления ТПП России.

3. Торгово-промышленным палатам рекомендуется учитывать при корректировке устава, что положение статьи 6 Устава ТПП России приведено в соответствие с пунктом 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ, а также требованием Минюста России.

Предлагаем в уставах записать, что торгово-промышленная палата может участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика, совместно с иностранными организациями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты, создавать некоммерческие организации, а также вступать в них. Организации, созданные торгово-промышленной палатой, владеют, пользуются и распоряжаются переданным им палатой имуществом в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, заключаемыми палатой с указанными организациями.

4. В статью 10 Устава ТПП России внесено дополнение, закрепляющее право представителей ТПП России принимать участие в работе коллегиальных органов управления торгово-промышленных палат. Данное положение введено исходя из положения статьи 15 Закона о ТПП, предусматривающей осуществление ТПП России общей координации деятельности торгово-промышленных палат.

В этой связи в уставе торгово-промышленной палаты необходимо также закрепить положение, согласно которому представители ТПП России вправе принимать участие в работе коллегиальных органов управления торгово-промышленных палат.

5. Обращаем ваше внимание, что претерпели изменения некоторые положения Устава ТПП России, определяющие функции ТПП РФ, что также целесообразно принять во внимание при подготовке изменений в уставы палат. В частности:

- рекомендуется исключить из уставов положение о том, что палата участвует в разрешении трудовых споров, так как это положение не вытекает из действующего законодательства Российской Федерации;

- положения уставов торгово-промышленных палат о том, что торгово-промышленная палата "принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции", необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предусмотреть, что торгово-промышленная палата оказывает организациям и предпринимателям помощь в защите конкуренции и недопущении недобросовестной конкуренции.

Также обращаем внимание, что в пункт 20 и пункт 22 статьи 12 Устава ТПП России внесены дополнения, предусматривающие возможность выполнения ТПП России таких функций, как экспертиза работ и услуг, а также проведение независимой оценки иных объектов оценки.

В уставе торгово-промышленной палаты могут быть закреплены и иные функции, не предусмотренные Уставом ТПП России, но при условии их соответствия целям и задачам деятельности торгово-промышленных палат, указанных в статье 3 Закона о ТПП.

6. В связи с созданием при ТПП России Коллегии посредников по проведению примирительных процедур, а также в связи с вступлением в силу с 1 января 2011 года Федерального закона от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" пункт 10 статьи 12 Устава ТПП России дополнен положением, предусматривающим возможность создания при ТПП РФ органов по урегулированию споров с участием посредника (процедуре медиации). В целях расширения направлений деятельности торгово-промышленных палат предлагаем закрепить в уставах палат аналогичное положение. При этом в уставе необходимо также определить руководящий орган палаты, который будет утверждать регламенты (положения) о деятельности указанных органов.

7. С учетом положения абзаца 3 статьи 15 новой редакции Устава ТПП России, предусматривающего, что в состав руководящих органов торгово-промышленных палат не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, в устав торгово-промышленной палаты необходимо внести аналогичное положение.

8. Претерпела изменения норма, содержавшаяся в абзаце 3 статьи 15 Устава ТПП России.

В новой редакции Устава ТПП России закреплено положение о соблюдении торгово-промышленными палатами Кодекса взаимоотношений торгово-промышленных палат в Российской Федерации.

В частности, в абзаце 4 статьи 15 новой редакции Устава ТПП России предусмотрено, что ТПП России, торгово-промышленные палаты при взаимодействии между собой, с организациями и предпринимателями должны соблюдать правила взаимодействия, принципы профессиональной и корпоративной этики, этических норм, предусмотренных Кодексом взаимоотношений торгово-промышленных палат в Российской Федерации, утверждаемым Правлением ТПП России.

Указанные изменения следует учесть при подготовке устава палаты.

9. Необходимо иметь в виду, что статья 21 Устава ТПП России дополнена абзацем четвертым, который предусматривает, что в числе членов торгово-промышленной палаты должно быть не менее двух третей организаций и предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории деятельности соответствующей палаты. Данное дополнение обусловлено территориальным принципом образования и деятельности торгово-промышленных палат. В этой связи необходимо внести соответствующие дополнения в уставы палат.

При этом по смыслу указанной нормы Устава ТПП России организация и предприниматель должны быть не только зарегистрированы на территории деятельности соответствующей торгово-промышленной палаты, но и осуществлять на данной территории свою деятельность. Место государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя следует определять исходя из положений пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Признаком осуществления деятельности организацией и предпринимателем на территории деятельности палаты с учетом положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации является регулярное предоставление ими налоговой отчетности в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы.

10. Дополнения и уточнения также необходимо внести и в ряд других положений уставов, регулирующих вопросы членства в палате. В частности:

- в уставе палаты следует предусмотреть, что соответствующим органом управления торгово-промышленной палаты принимаются решения не только о приеме в члены торгово-промышленной палаты, но также и об исключении из членов палаты, прекращении членства в палате (абзац 2 статьи 21 Устава ТПП России);

- из уставов торгово-промышленных палат необходимо исключить некорректное положение о том, что члены палаты пользуются услугами организаций, созданных с участием торгово-промышленной палаты, на льготных условиях, определяемых руководящими органами палаты (пункт 3 статьи 23 Устава ТПП России);

- исходя из пункта 4 статьи 23 Устава ТПП РФ, статью устава торгово-промышленной палаты, определяющую права членов палат, рекомендуется дополнить положением, предусматривающим право членов торгово-промышленной палаты участвовать в работе общественных формирований палаты;

- статью устава торгово-промышленной палаты, закрепляющую обязанности членов палаты, рекомендуется дополнить пунктом, согласно которому члены палаты обязаны соблюдать требования устава палаты, выполнять решения руководящих органов палаты. Это положение вытекает из практики деятельности некоммерческих организаций, а также из пункта 1 статьи 8 Закона о ТПП, предусматривающего, что права и обязанности членов палаты должны содержаться в уставе палаты. Кроме того, принимая во внимание, что согласно абзацу 1 статьи 21 Устава ТПП РФ организации и предприниматели приобретают членство в ТПП России, вступая в члены торгово-промышленных палат, в статье устава палаты, закрепляющей обязанности членов палаты, необходимо предусмотреть, что члены торгово-промышленной палаты также обязаны соблюдать требования Устава ТПП России, выполнять решения Съезда, Правления и Президиума Правления ТПП России;

- в уставе торгово-промышленной палаты также целесообразно, с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотреть, что членство в палате прекращается в случае ликвидации и реорганизации (слияние, присоединение, разделение и преобразование) организации, а также прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

11. Положение пункта 2 статьи 31 новой редакции Устава ТПП России приведено в соответствие с пунктом 3 статьи 29 Закона N 7-ФЗ, а также требованием Минюста России. В этой связи рекомендуем при корректировке вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления торгово-промышленной палаты, учитывать, что указанный орган не только избирает исполнительный орган и постоянно действующий руководящий коллегиальный орган управления палаты, но также досрочно прекращает их полномочия.

Кроме того, исходя из положений действующего законодательства и требования Минюста России, из компетенции Правления ТПП России (пункт 6 и пункт 7 статьи 38 Устава ТПП России) исключены вопросы, решение которых Законом N 7-ФЗ (пункт 3 статьи 29) и статьей 31 Устава ТПП РФ отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации: избрание членов Правления и Ревизионной комиссии ТПП России вместо выбывших членов Правления и Ревизионной комиссии ТПП России. По этой же причине исключена статья 41 Устава ТПП России, предусматривавшая возможность выведения из Правления и кооптации в Правление новых членов по решению Правления ТПП России.

Указанные положения торгово-промышленным палатам следует учитывать при подготовке изменений в свои уставы.

12. Обращаем внимание, что заседания постоянно действующего руководящего коллегиального органа управления торгово-промышленной палаты могут проводиться также в формах, не требующих обязательного совместного присутствия членов этого органа (например, в режиме видеоконференции, интернет-конференции и т.п.), или в смешанной форме, как это предусмотрено в статье 40 новой редакции Устава ТПП России.

13. В уставах некоторых торгово-промышленных палат в главе (разделе), регулирующей деятельность руководящих органов, содержится статья, предусматривающая создание различных советов для обеспечения более полного представительства интересов членов палаты (например, Совет руководителей объединений предпринимателей - членов палаты, Совет отраслевых объединений предпринимателей и т.п.).

В связи с тем, что такие советы не являются руководящими органами торгово-промышленной палаты, рекомендуем положения о них включать в главу (раздел) устава палаты, регулирующую порядок создания и деятельность комитетов, комиссий палаты.

В частности, в Уставе ТПП России положения статьи 42 перенесены в главу 8 "Советы и комитеты".

14. В абзаце 5 статьи 10 и в пункте 8 статьи 44 Устава ТПП России предусмотрено, что Президиум Правления ТПП России согласовывает кандидатуры на должность единоличного исполнительного органа торгово-промышленных палат путем проведения консультаций с членами соответствующей палаты на основании порядка, устанавливаемого Правлением ТПП России.

В этой связи в уставах торгово-промышленных палат необходимо отразить положение, возлагающее на постоянно действующий руководящий коллегиальный орган управления торгово-промышленной палаты (правление) функцию по внесению в ТПП России на согласование кандидатуры на должность единоличного исполнительного органа торгово-промышленной палаты.

15. Обращаем внимание, что к исключительной компетенции высшего руководящего органа торгово-промышленной палаты в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона N 7-ФЗ относится решение следующих вопросов:

- изменение устава палаты;

- определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества палаты;

- образование исполнительного органа и досрочное прекращение полномочий исполнительного органа палаты;

- реорганизация и ликвидация палаты.

Учитывая, что согласно пункту 4 статьи 29 Закона N 7-ФЗ решение высшего органа управления некоммерческой организации по вопросам его исключительной компетенции принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов, рекомендуем при подготовке изменений в устав палаты предусмотреть положение о том, что решение по вышеуказанным вопросам принимается квалифицированным большинством 2/3 голосов членов, присутствующих на заседании высшего органа управления палаты.

16. В целях установления единообразия практики формирования высших органов управления торгово-промышленных палат предлагается учитывать следующие рекомендации.

Торгово-промышленным палатам, численность членов которых составляет более 100, рекомендуется именовать высший орган управления съезд (конференция), как это предусматривается в проекте изменений Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом в компетенции постоянно действующего руководящего коллегиального органа управления палаты необходимо предусмотреть, что этот орган определяет порядок избрания делегатов на съезд (конференцию), устанавливает норму представительства.

В торгово-промышленных палатах, численность членов которых составляет менее 100, высший орган управления рекомендуется именовать общее собрание.