КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 1819-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ХАБАЕВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.И. Хабаева,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.И. Хабаев оспаривает конституционность пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", согласно которому юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, решением 35 гарнизонного военного суда от 28 ноября 2012 года требования С.И. Хабаева, оспаривавшего действия Министра обороны Российской Федерации и руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанные с исключением при увольнении его с военной службы из списков личного состава без производства окончательного расчета, были удовлетворены частично: заявителю было отказано в удовлетворении требования о возложении на руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" обязанности по выплате дополнительно к единовременному пособию, полагающемуся при увольнении с военной службы, одного оклада денежного содержания в связи с наличием у него юбилейной медали "300 лет Российскому флоту". Мотивируя такое решение, суд указал, что подобное увеличение размера единовременного пособия возможно лишь в отношении военнослужащих, удостоенных государственных наград, к которым юбилейные медали Российской Федерации в силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" не относятся.

Данное решение суда первой инстанции было оставлено без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 12 февраля 2013 года, а определениями судей Тихоокеанского флотского военного суда (от 22 июля 2013 года) и Верховного Суда Российской Федерации (от 21 октября 2013 года) С.И. Хабаеву отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании судов соответствующих кассационных инстанций.

Заявитель просит признать пункт 3 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", как исключивший медаль "300 лет Российскому флоту" из числа государственных наград Российской Федерации, к которым она ранее относилась в силу пункта 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года N 442 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 года N 19), противоречащим статьям 2, 7 (часть 2), 15 (части 1 - 3), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 29 (часть 4), 35 (часть 3), 45, 46 (часть 2) и 55 Конституции Российской Федерации.

По мнению заявителя, отказ в удовлетворении его требования об увеличении размера единовременного пособия при увольнении с военной службы на один оклад денежного содержания, основанием для которого послужило оспариваемое им нормативное положение, является свидетельством ненадлежащего выполнения государством взятых на себя обязательств по предоставлению социальных гарантий военнослужащим, награжденным этой юбилейной медалью.

2. Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "с"), при этом награждение государственными наградами и присвоение почетных званий Российской Федерации относится к компетенции Президента Российской Федерации (статья 89, подпункт "б").

2.1. С учетом приведенных конституционных положений, а также сложившейся в России исторической традиции нормативно-правовое регулирование государственной наградной системы Российской Федерации осуществляется в своей основной части Президентом Российской Федерации. Согласно утвержденному его Указом "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" Положению о государственных наградах Российской Федерации государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством (пункт 1).

Указом предусматривается, что в государственную наградную систему Российской Федерации входят высшие звания Российской Федерации, ордена Российской Федерации, знаки отличия Российской Федерации, медали Российской Федерации и почетные звания Российской Федерации (пункт 2), при этом из нее исключаются юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями (пункт 3). Кроме того, пунктом 1 приложения к данному Указу было признано утратившим силу ранее действовавшее Положение о государственных наградах Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года N 442), в соответствии с которым юбилейные медали Российской Федерации относились к системе государственных наград, в том числе (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 года N 19) - и юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту".

Данная юбилейная медаль была учреждена Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 года N 176 для вручения военнослужащим Военно-Морского Флота, принимавшим участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов в 1941 - 1945 годах; отдельным категориям военнослужащих, как состоящих на службе, так и уволенных в запас (отставку), а также гражданского персонала за безупречную службу (работу) на судах в течение определенного продолжительного времени; отдельным категориям работников проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и организаций, учебных заведений, органов управления судостроительной промышленности, работникам основных профессий, непосредственно занятым на строительстве и ремонте судов и кораблей, если они удостоены государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР и безупречно проработали в соответствующих отраслях 20 и более лет в календарном исчислении на день вступления в силу указа о награждении. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1996 года N 268 "О мероприятиях, проводимых в связи с празднованием в 1996 году 300-летия Российского флота" эта медаль выпускалась и вручалась с мая по декабрь 1996 года.

2.2. Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет правовой статус граждан, удостоенных государственных наград и почетных званий Российской Федерации. Равным образом не содержит она и указаний на те правовые последствия, которые в конкретных отраслевых правоотношениях могут быть обусловлены фактом наличия у лица государственной награды и (или) почетного звания, в частности она не устанавливает обязательность каких-либо дополнительных предоставлений гражданам, награжденным государственными наградами.

Специфика юридической природы государственной награды как исключительной меры государственного поощрения за особо значимые заслуги предполагает признание за субъектами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в данной сфере, достаточно широкой свободы усмотрения как в вопросах построения государственной наградной системы Российской Федерации на конкретном историческом этапе, так и в вопросах наделения лиц, награжденных государственными наградами, дополнительными правами и привилегиями в конкретных правоотношениях. Вместе с тем при установлении соответствующих прав и привилегий, в том числе более высокого уровня мер социальной поддержки, субъекты нормотворческой деятельности связаны требованиями Конституции Российской Федерации, вытекающими, в частности, из конституционных принципов равенства и справедливости, не допускающих введения не имеющих объективного и разумного оправдания различий в правовом положении лиц, относящихся к одной категории.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость нормотворческой политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года N 415-О и др.).

3. Заявитель, как следует из его жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, в обоснование своего утверждения о нарушении конституционных прав пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" ссылается на то обстоятельство, что ему при увольнении с военной службы не был увеличен размер единовременного пособия на один оклад денежного содержания, возможность которого законодательство связывает с фактом наличия у увольняющегося с военной службы лица государственной награды Российской Федерации - при том что он награжден юбилейной медалью "300 лет Российскому флоту".

3.1. Увеличение единовременного пособия при увольнении с военной службы для военнослужащих, удостоенных государственной награды, впервые было предусмотрено в законодательстве Российской Федерации Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в соответствии с положением пункта 3 статьи 22 которого военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами), размер единовременного пособия увеличивался на два оклада денежного содержания.

Данное законоположение впоследствии было воспроизведено в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и действовало до момента, пока не было признано утратившим силу Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 8 статьи 7).

В настоящее время Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившим в силу с 1 января 2012 года, предусмотрено, что единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении с военной службы, увеличивается на один оклад денежного содержания для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и удостоенных в период ее прохождения государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенных почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации (части 3 и 5 статьи 3).

Таким образом, действовавшее в период с 1993 года по 2011 год законодательство предусматривало возможность увеличения единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим при увольнении с военной службы, только в случае, если военнослужащий был награжден в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоен почетного звания Союза ССР или Российской Федерации. Исходя из этого все военнослужащие, награжденные медалью "300 лет Российскому флоту", как и иными юбилейными медалями Российской Федерации, уволенные с военной службы до 1 января 2012 года, не имели права на получение увеличенного единовременного пособия, выплачиваемого при увольнении с военной службы, - независимо от наличия у данной медали статуса государственной награды.

Право на увеличение единовременного пособия при увольнении с военной службы в связи с награждением любыми государственными наградами, в том числе медалями, было установлено для военнослужащих только с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Однако на эту дату юбилейные медали Российской Федерации уже были исключены из списка государственных наград Российской Федерации оспариваемым С.И. Хабаевым положением Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".

Следовательно, при введении нового правового регулирования заявитель, равно как и иные лица, награжденные юбилейными медалями Российской Федерации, не был поставлен в такое положение, которое давало бы основание утверждать, что его право, признаваемое прежним правовым регулированием, было отменено или ограничено либо что какие-то его правомерные ожидания, основанные на прежнем регулировании, теперь невозможно реализовать.

Кроме того, в целях усиления социальной защищенности лиц, удостоенных государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу данного Указа, а также граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, в его пункте 4 прямо предусмотрено, что таким лицам предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

3.2. С учетом изложенного нет оснований для вывода о том, что исключение пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" юбилейной медали "300 лет Российскому флоту" из государственной наградной системы Российской Федерации влечет отказ государства от выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, награжденным этой медалью.

Соответственно, оспариваемое в жалобе нормативное положение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте, а потому данная жалоба не может быть признана допустимой в силу требований статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Оценка же законности и обоснованности судебных постановлений, принятых судами общей юрисдикции по делу заявителя, в том числе проверка правильности применения оспариваемого им пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 4 данного Указа и положениями Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хабаева Сергея Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН