ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. N КАС10-52

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Богданова А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующими абзаца 2 пункта 2 и пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах" и подпункта "а" пункта 1 "Правил приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы", утвержденных данным Постановлением, в связи с их противоречием статьям 3, 4, абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации,

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, полагая, что оспариваемые нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 ограничивают его право на получение от Министерства обороны жилья в порядке переселения из закрытого военного городка, поскольку эти нормы применимы только в отношении военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

По мнению заявителя, основным критерием для применения Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 является нуждаемость гражданина в жилом помещении, а иное толкование противоречит статьям 3, 4, абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет нарушение единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих.

Оспаривая законность пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902, заявитель считает, что Правительство Российской Федерации не имело права поручать Министерству обороны совместно с другими министерствами подготовку проекта акта, регламентирующего порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года в удовлетворении заявления И. отказано.

В кассационной жалобе И., указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильную оценку и не учет юридически значимых обстоятельств дела и его доводов, нарушение единства судебной практики, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявление.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при наличии указанных в Законе оснований предоставляются жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Между тем, как указано в решении, обжалуемое Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 издано не во исполнение названной законодательной нормы, а в целях стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами некоторых категорий граждан, установленных законодательством.

Анализ статей 13, 15, 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" позволил суду первой инстанции прийти к правильному выводу о том, что Правительство Российской Федерации осуществляет такие функции, как регулирование в социально-экономической сфере, формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации, а также обеспечение исполнения бюджета и социальных гарантий для военнослужащих.

Исходя из финансовых возможностей государства и установленного краткосрочного действия (2008 - 2009 годы) названного Постановления, Правительство Российской Федерации, выделив конкретные объемы федерального бюджета целевым назначением этих средств в размере 21.000 миллиона рублей Министерству обороны Российской Федерации на обеспечение жильем военнослужащих и 11.601 миллионов рублей для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, было вправе определить, какие именно категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, подпадают под действие принятого им нормативного правового акта, а также установить критерии выбора приобретаемых жилых помещений, в том числе в части их стоимости, общей площади жилых помещений в зависимости от числа комнат в таких квартирах, обременения их различного рода обязательствами, иные условия, несоответствие которым исключает возможность приобретения жилых помещений.

Этим же Постановлением также утверждены Правила приобретения в 2008 - 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые определяют порядок приобретения Министерством обороны Российской Федерации и подведомственным Министерству регионального развития Российской Федерации федеральным государственным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" квартир в многоквартирных домах для последующего их предоставления, в том числе вышеуказанной категории лиц.

В связи с этим вывод суда о несостоятельности ссылки заявителя на противоречие оспариваемых им правовых норм статьям 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку они не регламентируют порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по социальному найму, является правильным.

Вопреки утверждению в жалобе, оспариваемыми положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 право И. на выбор места жительства не регламентируется, поскольку, как это установлено в суде, заявитель состоит на учете нуждающихся в отдельных списках граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.

Основания утверждать о незаконности пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 года N 902 также отсутствуют.

Статья 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Из пункта 9 и подпункта 30 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, следует, что Министр обороны Российской Федерации подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации, он представляет в установленном порядке проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

При таких данных кассационная жалоба И. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу И. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.ФЕДИН

Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ