ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. N КАС11-700
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,
при секретаре К.Ю.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А. о признании недействующими пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.", постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"
по кассационной жалобе К.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2011 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения К.А. и его представителя адвоката Тимушева А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации Г. и Ф., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. N 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. " (далее - Постановление от 14 июня 2011 г. N 465) установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения 6473 руб., для трудоспособного населения - 6986 руб., пенсионеров - 5122 руб., детей - 6265 руб. (пункт 1).
Указанное Постановление от 14 июня 2011 г. N 465 опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 20 июня 2011 г., N 25, в "Российской газете" от 22 июня 2011 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 991 "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного образования и научных организаций" (далее - Постановление от 8 декабря 2010 г. N 991) для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в следующих размерах:
с 1 сентября 2011 г. - 2 500 руб. для аспирантов и 4 000 руб. для докторантов;
с 1 сентября 2012 г. - 6 000 руб. для аспирантов и 10 000 руб. для докторантов, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации (пункт 1).
Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 13 декабря 2010 г., N 50, в "Российской газете" от 15 декабря 2010 г.
К.А., являющийся аспирантом очной формы обучения, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 Постановления от 14 июня 2011 г. N 465, Постановления от 8 декабря 2010 г. N 991, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат Федеральным законам от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и нарушают права лиц, обучающихся в аспирантуре, на достойную жизнь и свободное развитие, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации постановил 24 октября 2011 г. решение, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе К.А. просит об отмене судебного решения и направлении дела на новое судебное рассмотрение, считая его незаконным. В жалобе ссылается на то, что суд не применил статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации, которая по аналогии закона предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Судом не удовлетворены его ходатайства об обязании представителя Министерства образования и науки Российской Федерации дать разъяснение о способе и нормативных правовых актах, регулирующих определение размера стипендий аспирантов, а также об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о конституционности статей 1 и 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", статей 1, 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".
По мнению заявителя, дело следовало разрешить исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогии права) с целью защиты прав человека.
В кассационной жалобе ссылается также на то, что судом первой инстанции не учтено разъяснение, содержащееся в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2009 г. о том, что компенсационные, стимулирующие, а равно социальные выплаты работников могут устанавливаться лишь свыше минимального размера оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного гражданина на всей территории Российской Федерации; аспирантская деятельность очная и предполагает полную занятость аспиранта, что, по мнению заявителя, приравнивает ее к трудовой деятельности, однако стипендия не обеспечивает достойную жизнедеятельность и свободное развитие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусматривает, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4).
В соответствии с названной статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
На основании вышеприведенных законоположений суд пришел к правильному выводу о том, что Постановление от 14 июня 2011 г. N 465 издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему названным Законом полномочий.
Установление величины прожиточного минимума осуществляется Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ, который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Под прожиточным минимумом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Таким образом, как правильно указано в решении суда, установленная в пункте 1 Постановления от 14 июня 2011 г. N 465 величина прожиточного минимума определена не произвольно, а на основании потребительской корзины и данных об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и не может рассматриваться как нарушающая права аспирантов, обучающихся по очной форме.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ устанавливает, что прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Вопросы установления размеров стипендий для аспирантов и докторантов регулируются Постановлением от 8 декабря 2010 г. N 991, изданным Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании и с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, и порядка его опубликования.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предусматривает, что установление социальной поддержки различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения отнесено к полномочиям органов государственной власти (пункт 16 статьи 28).
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 2, пункту 6 статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" стипендия является одной из мер государственной социальной поддержки аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций и как мера социальной поддержки аспирантов устанавливается государством в целях оказания гражданам содействия в получении послевузовского образования. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями.
Аспирантом в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
По своей правовой природе стипендия является денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях.
В целях государственной поддержки студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов Правительством Российской Федерации 27 июня 2001 г. N 487 было утверждено Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, согласно которому государственные стипендии назначаются аспирантам и докторантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, за счет средств федерального бюджета (пункт 4); размеры стипендий для аспирантов и докторантов устанавливаются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 13).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что поскольку размер стипендий аспирантам и порядок их установления названными федеральными законами не урегулирован, то, определяя размер стипендий для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку именно оно уполномочено устанавливать размеры стипендий для аспирантов.
Повышение размера стипендий производится Правительством Российской Федерации исходя из постепенного увеличения соотношения между размером стипендий и величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти цели федеральным бюджетом, что соответствует пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г.) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Оспоренное положение пункта 1 Постановления от 14 июня 2011 г. N 465 основано на нормах Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и не противоречит ему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).
С учетом изложенного вывод суда о том, что действующее законодательство не содержит положений, предусматривающих, что стипендия аспиранта или докторанта не должна быть ниже минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, является правомерным.
Стипендия аспиранта является одной из мер государственной социальной поддержки и не может рассматриваться как основной источник дохода трудоспособного человека.
Суд обоснованно отверг довод заявителя о противоречии оспариваемых положений Постановления от 8 декабря 2010 г. N 991 нормам Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Утверждение К.А. о нарушении его прав как аспиранта установлением размера стипендии в соответствии с величиной прожиточного минимума основан на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что суд не применил по аналогии статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не является поводом к отмене решения суда. Правоотношения, связанные с обучением аспирантов и докторантов, получающих стипендии, не являются трудовыми правоотношениями и не регулируются данной нормой Закона о труде, поэтому аналогия права в данном случае не применима.
Доводы заявителя о незаконности решения суда в связи с отклонением ходатайств об обязании представителя Министерства образования и науки Российской Федерации дать разъяснение о способе и нормативных правовых актах, регулирующих определение размера стипендий аспирантов, а также об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации не могут служить поводом к отмене решения суда, так как необходимости в выяснении этих вопросов с учетом рассматриваемого требования не имелось.
Ссылка заявителя на разъяснение судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (обзор законодательства и судебной практики за IV квартал 2009 г.) является ошибочной, так как содержащиеся в этом обзоре разъяснения не относятся к рассматриваемым в данном деле правоотношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
И.В.КРУПНОВ