См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2003 г. N КАС03-441
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Нечаева В.И., Пелевина Н.П.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 октября 2003 года гражданское дело по заявлению Ф. о признании противоречащими закону п. 2.2, абз. 5 п. 3, абз. 2 п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 по кассационной жалобе Ф. на решение Верховного Суда РФ от 9 июля 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ Б. и К., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании противоречащими федеральному закону п. 2.2, абз. 5 п. 3 (в заявлении ошибочно указан абз. 4 п. 3), абз. 2 п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288. При этом заявитель указал на то, что оспариваемые им положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и нарушают его гражданские права как владельца огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Ф. просит решение суда отменить, полагая его вынесенным при неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 была утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 июня 1999 года, регистрационный N 1814).
В разделе II Инструкции определены полномочия органов внутренних дел по выдаче лицензий и разрешений.
Пунктом 2.2 Инструкции предусмотрено, что лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации выдают городские, районные в городах управления (отделы) внутренних дел УРО МВД России.
МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу лицензий и разрешений, указанных в пункте 2 данной Инструкции, а также лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданам Российской Федерации (абз. 5 пункта 3 Инструкции).
Суд первой инстанции тщательно проверил доводы Ф. о нарушении гражданских прав заявителя как владельца огнестрельного оружия с нарезным стволом применением указанных положений Инструкции в части возложения на гражданина обязанности получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и пришел к правильному выводу о их необоснованности.
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об оружии" N 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года (с последующими редакциями) (далее - Закон об оружии) приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
В силу ст. 13 Закона об оружии право на приобретение, в том числе охотничьего оружия, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
Данная норма Закона также предусматривает, что охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение данного оружия имеют указанные категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия.
Таким образом, Закон выделяет особые условия, при которых возможно приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Вышеуказанные условия нуждаются в проверке.
Представители МВД России, как в судебном заседании суда первой инстанции, так и на заседании Кассационной коллегии пояснили, что возложение права на выдачу лицензий на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на органы внутренних дел субъекта РФ (более высокого уровня, чем районные органы внутренних дел) связано с объемом информации, которую необходимо собрать и проверить для решения вопроса о выдаче такой лицензии.
При этом информация собирается по субъектам Российской Федерации, и решение такой задачи на уровне районного органа внутренних дел (на что указывает заявитель) затруднительно.
Решая вопрос о правомерности оспоренных положений Инструкции, суд первой инстанции также обоснованно учел, что Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года N 1039, предусмотрено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
В систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
МВД РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказанием услуг), подлежащими лицензированию в системе Министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг) (пп. 12 п. 8 Положения).
С учетом того, что Закон об оружии не раскрывает понятие "органа внутренних дел по месту жительства", распределение компетенции органов внутренних дел соответствующих уровней по выдаче лицензий на приобретение оружия не противоречит действующему законодательству.
Обусловленная по вышеприведенным причинам необходимость выдачи лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом в органах внутренних дел уровня субъекта РФ соответствует приведенному в Законе понятию "в органах внутренних дел по месту жительства", поскольку в данном случае речь идет об административно-территориальном месте жительства гражданина, а не месте жительства по конкретному адресу.
Поскольку Ф., как это следует из его заявления, получал лицензию на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом в органе внутренних дел субъекта РФ, в котором постоянно проживает, ссылка на нарушение его прав несостоятельна.
В статье 13 Закона об оружии говорится о праве граждан на приобретение оружия.
Это право может быть реализовано посредством получения лицензии в органах внутренних дел по месту жительства. В силу закона гражданам, не имеющим постоянного места жительства, лицензия на приобретение оружия не выдается. Таким образом, наличие постоянного места жительства определено в данной статье как условие реализации права гражданина на приобретение оружия, в связи с чем доводы заявителя о несоответствии оспариваемых положений Инструкции статье 20 Гражданского кодекса РФ несостоятельны.
Абзацем 2 пункта 67 Инструкции предусмотрено, что продление срока действия лицензий и разрешений осуществляется в порядке, установленном для их выдачи, после комиссионного обследования объектов юридического лица, проверки условий хранения оружия по месту жительства граждан и проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом с оформлением новой лицензии или разрешения.
В соответствии со статьей 25 Закона об оружии, пунктами 50 и 53 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814, на органы внутренних дел возложены функции по ведению учета оружия.
В силу ст. 28 указанного Закона органы внутренних дел осуществляют контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 21 июля N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и др. поручено обеспечивать представление в органы внутренних дел по месту дислокации подчиненных органов и подразделений сведений об утратах или хищениях огнестрельного оружия, обнаружения неучтенного оружия, а также направление для проверки по данным федеральной пулегильзотеки отстрелянных из указанного оружия пуль и гильз.
Как пояснили в суде представители МВД России, проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом при продлении срока действия лицензии является одной из форм контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации, осуществляемой органами внутренних дел. Контрольные отстрелы огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося в обороте на территории Российской Федерации, производятся с целью постановки на учет Федеральной пулегильзотеки ГУ ЭКЦ МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением. Экспертно-криминалистические картотеки и коллекции ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (местные) и ГУ "ЭКЦ МВД России) (федеральные). Что касается проведения контрольных отстрелов при перерегистрации, то это связано с техническими характеристиками оружия, которые меняются в ходе его эксплуатации.
С учетом изложенного, отсутствуют основания полагать, что проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом незаконно и ведет к нарушению гражданских прав (на что указывает заявитель).
Каких-либо иных правовых доводов, которые не были бы рассмотрены судом первой инстанции и которые не получили бы оценку в решении суда, в кассационной жалобе не содержится.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
Н.П.ПЕЛЕВИН