См. Документы Федеральной службы охраны Российской Федерации
Председатель Профсоюза работников
агропромышленного комплекса
Российской Федерации
Н.Н.АГАПОВА
17 декабря 2014 года
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
Н.В.ФЕДОРОВ
17 декабря 2014 года
Председатель
Общероссийского агропромышленного
объединения работодателей
С.В.КИСЛОВ
17 декабря 2014 года
Руководитель Федеральной службы
по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
С.А.ДАНКВЕРТ
17 декабря 2014 года
Президент Ассоциации
крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов России
В.Н.ПЛОТНИКОВ
17 декабря 2014 года
ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Настоящее Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 - 2017 годы (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы и является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии, компенсации и льготы работникам, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в агропромышленном комплексе.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения региональных и территориальных отраслевых соглашений, коллективных и трудовых договоров.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сторонами Соглашения являются:
работники организаций агропромышленного комплекса, в лице их представителя - Профессионального союза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации (далее - Профсоюз);
работодатели, в лице их представителя - Общероссийского агропромышленного объединения работодателей (далее - Росагропромобъединение), Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее - АККОР);
федеральные органы исполнительной власти - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор).
1.2. Стороны Соглашения принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, взаимопонимания и доверия, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
1.3. Стороны Соглашения в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
1.4. Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.
1.5. Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам, касающимся хода выполнения Соглашения.
1.6. Стороны Соглашения образуют из числа своих представителей Отраслевую комиссию по ведению переговоров, подготовке, заключению и контролю за выполнением Соглашения, внесению в него изменений и дополнений, урегулированию возникающих между сторонами Соглашения разногласий (далее - Отраслевая комиссия). Состав Отраслевой комиссии указан в приложении N 1 к Соглашению.
1.7. Стороны, подписавшие Соглашение, в рамках своих полномочий, принимают на себя обязательства Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.
1.8. Соглашение действует в отношении:
организаций - работодателей (далее - работодатели), находящихся в ведении Минсельхоза России, Россельхознадзора, а также работодателей, являющихся членами Росагропромобъединения и АККОР;
работодателей, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК), включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в том числе в отраслях, соответствующих Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (Раздел A. "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство": коды 01.1 - 01.4, 01.41, 01.41.1 - 01.41.3, 01.42; Раздел B. "Рыболовство, рыбоводство": коды 05.01.11, 05.01.21, 05.02.11; Раздел D. подраздел DA. "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака": коды 15.1 - 16.0; подраздел DG. "Химическое производство": код 24.42.2; Раздел N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг": код 85.2), не представивших в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к настоящему Соглашению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему;
других работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения;
всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями.
1.9. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей на основании ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.10. Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий и льгот за счет собственных средств для их обеспечения.
Региональные и территориальные соглашения и коллективные договоры не могут снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленный законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
В случае отсутствия в организации коллективного договора Соглашение имеет прямое действие.
1.11. Соглашение действует с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года.
Соглашение может быть изменено, дополнено только по взаимному согласию сторон, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Внесенные изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению и являются его неотъемлемой частью.
1.12. Стороны Соглашения обязуются обсудить вопрос о продлении срока действия настоящего Соглашения или подписании нового Соглашения за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения.
Глава II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Стороны Соглашения содействуют развитию многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования, воспроизводству и эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, защите интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитию сельских территорий, обеспечению социальной защиты работников и охраны труда в организациях, повышению занятости и обеспечению достойного уровня жизни сельского населения, повышению эффективности взаимодействия социальных партнеров, равноправному социальному диалогу.
2.2. Главными направлениями деятельности Минсельхоза России, Росагропромобъединения, АККОРа и Профсоюза по выполнению настоящего Соглашения являются:
- совершенствование экономических и социально-трудовых отношений в сфере АПК;
- участие в реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа), Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", разработке, принятии и реализации федеральных целевых и ведомственных программ развития АПК с целью обеспечения продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции;
- обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и поддержания их финансовой устойчивости и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
- участие в формировании торговой политики Российской Федерации в условиях импортозамещения, отвечающей интересам отечественных товаропроизводителей, путем организации в регионах государственных закупок сельскохозяйственной продукции по заранее определенным договорным ценам;
- обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях импортозамещения;
- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также увеличение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами;
- научное обеспечение реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- развитие инфраструктурной сети сельскохозяйственных рынков;
- расширение сети организаций розничной торговли и бытового обслуживания в сельских поселениях;
- наращивание экспортных ресурсов зерна и других видов сельскохозяйственной продукции с целью расширения участия Российской Федерации на мировом продовольственном рынке;
- обеспечение экономически обоснованной ценовой политики в АПК и достижение паритетных ценовых отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади;
- формирование и развитие финансово-кредитной системы обслуживания товаропроизводителей АПК и сельских жителей;
- поддержка и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, сельскохозяйственной потребительской кооперации с целью создания дополнительных рабочих мест и улучшения качества жизни в сельской местности;
- развитие и модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
- устойчивое развитие сельских территорий, стимулирование инвестиционной активности в АПК для создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и высокотехнологичных рабочих мест на селе;
- создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах компактного проживания;
- сохранение льготного режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства;
- выравнивание экономических условий функционирования АПК районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- поддержание традиционных подотраслей сельского хозяйства и формирование условий для развития новых подотраслей сельской экономики в регионах;
- осуществление государственной политики в области ветеринарии и обеспечения безопасности продукции животноводства, а также обеспечения соблюдения карантина растений;
- развитие механизмов лизинговых поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота;
- обновление технической базы агропромышленного производства на базе развития российского сельскохозяйственного машиностроения;
- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
- применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов, экологизация и биологизация агропромышленного производства;
- повышение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и обеспечение ее конкурентоспособности;
- создание системы технических регламентов и национальных стандартов на продукцию АПК в соответствии с международными стандартами;
- повышение уровня социальной защиты работников, занятых в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающих отраслях;
- обеспечение занятости сельского населения с учетом территориального планирования размещения производительных сил;
- организация подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, стимулирование привлечения выпускников образовательных организаций всех уровней профессионального образования, в целях их трудоустройства в сельской местности;
- предотвращение утечки квалифицированных кадров из сельской местности;
- формирование эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития АПК;
- создание высокопроизводительных рабочих мест в АПК;
- монетизация натуральных форм оплаты труда работников;
- повышение уровня оплаты труда работников, снижение уровня бедности жителей сельской местности;
- разработка и совершенствование законодательной базы для защиты экономических и социально-трудовых интересов работников сельского хозяйства;
- регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в организациях АПК;
- создание и развитие ремесленных центров в сельских поселениях;
- развитие сельского и экологического туризма;
- этнокультурное развитие, а также сохранение и пополнение культурного наследия сельских поселений;
- содействие развитию систем добровольного пенсионного, медицинского и других видов социального страхования.
2.3. Минсельхоз России:
- участвует в разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов и других документов с целью поддержки и защиты экономики АПК в условиях членства во Всемирной торговой организации;
- вносит предложения по вопросам, входящим в его компетенцию, к проекту генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, участвует в переговорах по разработке и заключению отраслевого соглашения на федеральном уровне, обеспечивает контроль за ходом их выполнения;
- обеспечивает своевременное финансирование подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете;
- осуществляет меры по развитию и контроль за финансированием лизинговых операций за счет средств федерального бюджета;
- оказывает содействие органам управления АПК субъектов Российской Федерации в разработке договоров и соглашений о сотрудничестве в сфере деятельности АПК;
- принимает непосредственное участие в решении социально-экономических проблем развития сельских территорий, путем улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и, в целом, решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли;
- обеспечивает развитие, поддержку сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, сельскохозяйственной потребительской кооперации и улучшение качества жизни в сельской местности;
- осуществляет развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей доступность услуг организаций здравоохранения, образовательных организаций, учреждений культуры и социального обслуживания для сельского населения;
- осуществляет развитие инженерной инфраструктуры, газификации сельских населенных пунктов, улучшение снабжения сельского населения качественной питьевой водой;
- взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам улучшения социально-экономической ситуации на селе, совершенствования форм бухгалтерской отчетности с целью отражения в них затрат на развитие социальной сферы села, улучшение условий и охраны труда;
- осуществляет мероприятия, направленные на стимулирование занятости и самозанятости коренных малочисленных народов Севера за счет создания предприятий по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, продвижения продукции этих отраслей на рынки;
- создает и ведет единый информационный ресурс о сельских населенных пунктах России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с целью создания положительного образа российского села и привлекательности работы в сельской местности, распространения передового опыта развития сельских территорий, повышения значимости сельскохозяйственного труда, сохранения народных традиций, историко-культурных ценностей;
- разрабатывает перечень минимума работ (услуг), необходимых во время забастовок, и утверждает его по согласованию с Профсоюзом;
- организует с участием Профсоюза, Росагропромобъединения и АККОР проведение Всероссийских конкурсов профессионального мастерства "Лучший по профессии", Российской агропромышленной выставки "Золотая осень" и других мероприятий на федеральном уровне.
2.4. Россельхознадзор:
- является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание своих территориальных органов и подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений;
- принимает участие в реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", разработке, принятии и реализации федеральных целевых и ведомственных программ развития АПК с целью обеспечения продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120;
- способствует повышению качества и безопасности продукции АПК;
- участвует в создании системы технических регламентов и национальных стандартов на продукцию АПК в соответствии с международными стандартами;
- осуществляет повышение уровня оплаты труда работников;
- осуществляет повышение уровня социальной защиты работников;
- осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров;
- участвует в реализации государственной политики в области ветеринарии и обеспечении безопасности продукции животноводства, а также обеспечении соблюдения карантина растений.
2.5. Росагропромобъединение, АККОР:
- координируют действия организаций, являющихся их членами, в вопросах реализации социальных и экономических программ, проведения политики занятости, заработной платы, охраны труда, социального страхования и пенсионного обеспечения работников;
- участвуют в разработке нормативных правовых актов органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам АПК и социального развития села;
- представляют законные интересы и защищают права своих членов в органах государственной власти и местного самоуправления;
- способствуют созданию для сельхозтоваропроизводителей и работодателей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, устранения причин и условий, ущемляющих социально-трудовые и связанные с ними экономические права занятых в сельском хозяйстве;
- способствуют налаживанию взаимовыгодных связей между организациями АПК, их объединению в отраслевые, территориальные и другие формирования в целях увеличения производства и реализации сельхозпродукции;
- принимают меры по организационному укреплению своих территориальных органов, совершенствованию их работы по выполнению уставных функций;
- участвуют в развитии системы сельскохозяйственной кооперации, включая сельскохозяйственные производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также в создании их союзов и ассоциаций;
- оказывают помощь крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам в укреплении их экономики, материально-техническом обеспечении, реализации продукции, социальной защите;
- оказывают помощь отраслевым, региональным союзам и ассоциациям в решении социальных вопросов на селе;
- организуют обучение представителей малого предпринимательства в сфере АПК современным методам ведения хозяйства, использования финансовых инструментов, передовым сельскохозяйственным технологиям в рамках: сотрудничества с российскими, зарубежными и международными организациями; организации и проведения конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и ярмарок; правовой, информационной, консультативной и другой помощи;
- участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров и конфликтов.
2.6. Профсоюз:
- добивается повышения уровня жизни и улучшения условий труда работников;
- участвует в формировании социально-экономической политики в АПК, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам;
- принимает участие в формировании отраслевой программы занятости, предлагает меры по социальной защите работников - членов Профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организаций, сокращения численности или штатов;
- осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участвует в пределах компетенции в осуществлении контроля за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов о приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения, представляет работников в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества;
- защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений в органах законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, в судебных органах и иных организациях, перед работодателями и их объединениями;
- участвует в разработке и реализации политики по молодежным, гендерным и иным вопросам;
- принимает участие в организации и развитии санаторно-курортного лечения, детского оздоровительного отдыха, организации и проведении спортивных, культурных и досуговых мероприятий;
- содействует снижению социальной напряженности в организациях;
- участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, организует и проводит коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников;
- берет на себя обязательство не организовывать забастовки на срок действия Соглашения при условии выполнения Сторонами его положений.
2.7. Стороны Соглашения:
- принимают участие в разработке законопроектов, нормативных правовых актов, касающихся развития АПК и социально-трудовых отношений между работниками и работодателями, сотрудничают в обмене информацией, передовым опытом и проведении общественных мероприятий по вопросам АПК;
- создают условия для формирования в АПК системы страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
Глава III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН В ОБЛАСТИ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ
И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
3.1. Стороны Соглашения осуществляют меры, направленные на улучшение качества трудовых ресурсов в организациях и развитие их профессиональной мобильности на основе применения системы профессионального образования всех уровней, усовершенствования систем непрерывного профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов в отраслях АПК, в том числе на:
- развитие национальной системы квалификаций;
- создание новых рабочих мест;
- предотвращение массовых увольнений;
- предотвращение ликвидации и перепрофилирования сельхозпредприятий, аграрных научных и образовательных организаций всех уровней;
- исключение из практики нелегальной занятости, стимулирование легальных трудовых отношений;
- легализацию и обоснованность привлечения иностранной рабочей силы;
- трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья;
- социальную защиту увольняемых работников.
3.2. Минсельхоз России:
- разрабатывает мероприятия по обеспечению конституционных прав работников на труд, достойную заработную плату, безопасные условия труда, обеспечение жильем, организацию отдыха, соблюдение льгот и гарантий;
- разрабатывает предложения по повышению производительности труда;
- содействует развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в АПК;
- разрабатывает и осуществляет, в установленном порядке, мероприятия по подготовке специалистов с высшим образованием, профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов для АПК;
- разрабатывает прогноз потребности в выпускниках образовательных организаций высшего профессионального образования в разрезе регионов;
- разрабатывает и реализует программы по стажировке выпускников образовательных организаций, адаптации молодых работников на производстве;
- разрабатывает комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование участия работодателей в организации опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению в ходе реструктуризации производства.
3.3. Росагропромобъединение:
- инициирует в рамках развития национальной системы квалификаций разработку проектов профессиональных стандартов (квалификационных характеристик) с учетом мнения Профсоюза;
- формирует профессиональные и отраслевые советы развития квалификаций с участием всех сторон социального партнерства.
3.4. Россельхознадзор:
- организует профессиональную подготовку работников Россельхознадзора и его территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3.5. Работодатели:
- соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры;
- ведут коллективные переговоры согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации;
- заключают коллективные договоры в порядке, установленном ст. ст. 40 - 44 Трудового кодекса Российской Федерации;
- способствуют эффективному управлению процессами трудовой миграции, осуществляют прием иностранной рабочей силы с учетом своих реальных потребностей и возможностей по приему и созданию необходимых бытовых условий для трудовых мигрантов;
- способствуют трудоустройству при ликвидации организации работников, которым осталось три года до момента возникновения права на пенсию; в семье которых один из супругов имеет статус безработного; одиноких родителей (иных законных представителей ребенка);
- обеспечивают приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их образования, квалификации и деловых качеств;
- обеспечивают высвобождаемым работникам организаций, признанных банкротами, преимущественное право трудоустройства во вновь образуемых на базе их имущества организациях;
- создают условия труда в соответствии с действующими нормами трудового законодательства и предоставляют работу по специальности выпускникам образовательных организаций, обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации;
- разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимают меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, смягчение негативных последствий их сокращения;
- информируют выборные органы первичных профсоюзных организаций о сокращении рабочих мест;
- обеспечивают соблюдение установленного трудовым законодательством режима рабочего времени и времени отдыха;
- при наличии финансовых средств предоставляют льготы и компенсации высвобождаемым работникам сверх установленных законодательством;
- оказывают материальную помощь особо нуждающимся работникам, молодым специалистам, ветеранам труда;
- организуют внутрипроизводственное обучение работников организаций, а также опережающее профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению;
- вводят режим неполного рабочего времени. Предельный уровень сокращения установленного законодательством фонда рабочего времени, а также порядок компенсации работникам потерь в заработной плате устанавливается в коллективном договоре с учетом действующего законодательства. При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий;
- при необходимости производят разделение рабочего дня на части;
- при принятии решения о массовом увольнении работников работодатели в соответствии со ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации проводят мероприятия с обязательным уведомлением выборных органов первичных профсоюзных организаций. Массовым увольнением считается одновременное сокращение десяти и более процентов от общей численности работников организации;
- при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом выборным органам первичных профсоюзных организаций и в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до проведения соответствующих мероприятий и указать должности, профессии, специальности и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;
- обязуются воздерживаться от использования трудовых ресурсов, трудоустроенных в частных агентствах занятости, за исключением случаев, когда стороны признают это необходимым. В последнем случае работодатели обязуются проводить консультации с выборными органами первичных профсоюзных организаций.
3.6. Работодатели с участием выборных органов первичных профсоюзных организаций и учетом финансово-экономического состояния организаций разрабатывают программы социальной адаптации работников, подлежащих сокращению.
При расторжении трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников в коллективных договорах могут предусматриваться выплаты работникам единовременных пособий, предоставление других социальных льгот и гарантий сверх установленных законодательством.
Глава IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
4.1. Стороны Соглашения договорились, что режим рабочего времени в организациях устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, составленными на основании Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
4.2. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и являются приложением к коллективному договору.
4.3. Нормальная продолжительность рабочего времени работников организаций не может превышать 40 часов в неделю.
Для женщин, работающих в сельской местности, продолжительность рабочего времени составляет 36 и менее часов в неделю, при этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности рабочей недели.
4.4. При введении в организации суммированного учета рабочего времени продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
4.5. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
4.6. Сменная работа производится в соответствии с графиком сменности (ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации). График сменности составляется с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и является приложением к коллективному договору. В трудовом договоре в обязательном порядке указывается, что работник принимается на работу со сменным режимом работы. Если данный режим вводится на предприятии после заключения трудового договора с работником, то требуется согласие работника, так как происходит изменение существенных условий трудового договора.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Графики сменности должны отражать требование ст. 110 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении работникам еженедельного непрерывного отдыха продолжительностью не менее 42 часов.
Если сменная работа организована с применением суммированного учета рабочего времени, график сменности составляется на учетный период.
4.7. Стороны Соглашения договорились при необходимости подготовить перечень сезонных работ в АПК.
4.8. Организация работы в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством или коллективным договором.
4.9. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.10. Каждый работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику в соответствии с очередностью, устанавливаемой графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала.
По соглашению между работником и работодателем ежегодный отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 126 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
4.11. Для отдельных категорий работников в установленном законом порядке предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех дней;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, составляет 24 календарных дня, для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней, в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.
4.12. Порядок предоставления дополнительных отпусков, их продолжительность и источники финансирования закрепляются в коллективных договорах.
4.13. Продолжительность ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
4.14. Работодатели обязаны произвести работникам все причитающиеся им выплаты, включая оплату отпуска, не позднее чем за три дня до его начала.
Глава V. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
5.1. Стороны Соглашения считают главной целью политики в области оплаты труда в организациях - систематическое повышение реальных доходов работников за счет роста эффективности и объемов производства и доведение уровня реальной заработной платы в сельском хозяйстве до 80 процентов от уровня средней заработной платы по стране.
5.2. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников устанавливаются в коллективных договорах, локальных нормативных актах по согласованию работодателей с выборными органами первичных профсоюзных организаций.
Размер тарифных ставок (окладов), а также базовых окладов, тарифных ставок заработной платы устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на которые начисляются все надбавки и доплаты.
5.3. В организациях внебюджетного сектора регулирование оплаты труда осуществляется следующим образом:
- минимальный размер оплаты труда при выполнении работником трудовых обязанностей и отработке нормы рабочего времени устанавливается на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;
- в случаях, когда экономическое положение отдельных организаций не позволяет обеспечить им применение минимального размера оплаты труда, предусмотренного настоящим Соглашением, при подписании коллективного договора в организации стороны могут принимать решение о других его размерах, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством, и разрабатывают меры по сближению минимального размера оплаты труда работников организации и величины прожиточного минимума в регионе;
- наименование профессий, перечень и тарификация основных видов работ (трудовых действий), присвоение квалификационных разрядов производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих профессиональных стандартов, а также по результатам решений аттестационных комиссий;
- оплата труда работников дифференцируется в зависимости от сложности выполняемых работ и профессионально-квалификационного уровня и фиксируется в коллективном договоре, трудовом договоре или ином локальном нормативном акте организации;
- работодатели самостоятельно индексируют заработную плату в соответствии с индексом потребительских цен в регионе не реже чем один раз в год одновременно для всех категорий работников; механизм индексации регулируется коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации;
- работодатели ориентируются на установление доли тарифной ставки/должностного оклада в заработной плате на уровне не менее 70 процентов;
5.4. В организациях, находящихся на бюджетном финансировании, оплата труда работников регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций.
Система оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которая включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" и с учетом разрабатываемых показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.
5.5. Работодатели:
- обеспечивают работникам равную оплату за труд равной ценности;
- производят своевременные расчеты с работниками по заработной плате и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также перечисление членских профсоюзных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- выплачивают заработную плату работникам не реже чем каждые полмесяца. Локальные нормативные акты организации или коллективный договор изменить данную норму закона, которая имеет императивный характер, не могут;
- стремятся к соотношению в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов работников с самой высокой заработной платой не более чем 1:10, за исключением организаций, подпадающих под действие постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583;
- устанавливают в соответствии с законодательством и коллективным договором доплату при сменном режиме работы:
за работу в вечернюю смену (вечерней сменой считается работа в смене, которая непосредственно предшествует ночной, - с 18 часов до 22 часов) - не менее 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада за час) за каждый час работы;
за работу в ночную смену (с 22 часов до 6 часов) - не менее 40 процентов часовой тарифной ставки (оклада за час) за каждый час работы;
- осуществляют мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников;
- несут персональную ответственность за задержку выплаты заработной платы;
- сохраняют за работником, который приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, средний заработок за весь период приостановления им исполнения трудовых обязанностей. Средний заработок за дни приостановки работы исчисляется в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
5.6. Профсоюз в целях защиты прав и интересов работников АПК осуществляет профсоюзный контроль за своевременностью выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
5.7. Условия оплаты труда руководителей организаций устанавливаются трудовыми договорами с ними.
Выплата заработной платы руководителю организации производится одновременно с выплатой ее всем работникам организации.
5.8. Введение, замена и пересмотр норм труда, условий оплаты труда производятся работодателями с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций с извещением работников не позднее чем за два месяца.
Глава VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
6.1. Стороны Соглашения в рамках настоящего Соглашения рекомендуют работодателям устанавливать для работников следующие дополнительные социальные льготы, гарантии и компенсации за счет собственных средств, с включением их в коллективные договоры:
- выплату компенсаций в размере не ниже минимальной заработной платы инвалидам труда при предоставлении им путевок на лечение согласно медицинскому показанию;
- выплату единовременного пособия при выходе работников на пенсию, рождении ребенка;
- предоставление оплачиваемых, исходя из тарифной ставки (оклада) работника, дней отдыха на предусмотренный в коллективном договоре срок в случаях:
собственной свадьбы;
свадьбы детей;
смерти супругов, членов семьи (дети, родители, родные братья и сестры);
- бесплатное или частично оплачиваемое содержание детей в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;
- предоставление оплачиваемого выходного дня в День знаний (1 сентября) одному из родителей либо иному законному представителю ребенка, воспитывающим детей-школьников младших классов (1 - 4 класс);
- предоставление различных видов социальной помощи работникам (бесплатные или частично оплачиваемые путевки на санаторно-курортное лечение, компенсация расходов на лечение и другое);
- оказание материальной помощи неработающим пенсионерам-ветеранам организации;
- оплату расходов на ритуальные услуги в случае смерти работника, его близких родственников, а также пенсионера, ушедшего на пенсию из организации;
- единовременную выплату денежного вознаграждения работникам, награжденным государственными, отраслевыми и профсоюзными наградами;
- выплату работникам материальной помощи при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск;
- оплату расходов лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях АПК, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия;
- предоставление льгот в части пользования лечебными учреждениями работникам, высвобождаемым из организации в связи с сокращением численности или штата, не менее двух лет после увольнения, а их детям - детскими дошкольными учреждениями, на равных условиях с работающими в данной организации;
- дополнительное добровольное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинское страхование, а также другие виды страхования;
- негосударственное пенсионное обеспечение работников через отраслевой негосударственный пенсионный фонд АПК -Фонд" в соответствии с принимаемыми в организациях положениями о негосударственном пенсионном обеспечении работников.
6.2. Работодатели предоставляют гарантии и компенсации работникам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, действующими законами и иными нормативными правовыми актами и обеспечивают в соответствии с действующим законодательством:
- выплату средней заработной платы на период отсутствия работника при совмещении работы с получением образования;
- выплату средней заработной платы и сохранение рабочего места за лицами, участвующими в коллективных переговорах, подготовке коллективного договора, соглашений, но не более трех месяцев;
- выплату компенсаций и предоставление льгот женщинам, работающим в сельской местности, а также работникам организаций, находящихся на территориях Чернобыльской и других экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций;
- оказание единовременной материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
- в случае гибели (смерти) работника, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, в результате исполнения им трудовых обязанностей, возмещение всех расходов, связанных с ритуальными услугами;
- выплата семье, потерявшей кормильца вследствие трудового увечья, единовременного пособия исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на день выплаты, за 10 лет;
- своевременное исчисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
6.3. Работодатели предоставляют повышенные льготы и гарантии женщинам, работающим в АПК:
- при повышении квалификации и профессиональной переподготовке по другим специальностям;
- при работе по гибкому графику;
- матерям, воспитывающим ребенка без супруга;
- находящимся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком.
6.4. Работодатели совместно с выборными органами первичных профсоюзных организаций:
- предусматривают в коллективных договорах выделение средств на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в первую очередь занятых во вредных условиях труда, а также на отдых и оздоровление детей в детских оздоровительных лагерях и санаториях;
- предусматривают в коллективных договорах финансирование из фондов организаций мероприятий по созданию условий для досуга и отдыха работников, развития физической культуры и спорта.
6.5. Работодатели:
- принимают меры по сохранению и профильному использованию объектов социальной сферы для организации досуга и оздоровления работников и их семей;
- оказывают материальную помощь при рождении детей и содержании их в дошкольных образовательных учреждениях в размерах, предусмотренных коллективным договором;
- предоставляют краткосрочный оплачиваемый отпуск не менее 2 дней отцу при выписке ребенка из роддома.
6.6. Стороны Соглашения осуществляют взаимодействие в области информирования работников АПК по вопросам нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Глава VII. ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ,
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
7.1. Стороны Соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из основных приоритетов своей деятельности. С целью улучшения условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в организациях АПК стороны Соглашения:
- взаимодействуют в области охраны труда, окружающей природной среды;
- оказывают методическую помощь организациям АПК в разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда работников;
- содействуют укреплению служб охраны труда организаций АПК;
- распространяют передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда;
- содействуют ратификации конвенции МОТ N 184 "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" и ее реализации.
7.2. Работодатели:
- обеспечивают выполнение в организациях законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, соблюдение режима труда и отдыха работников;
- создают на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, и принимают необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- выделяют необходимые средства на проведение мероприятий по охране труда в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг); обязательствами коллективного договора указанные средства могут устанавливаться в повышенном размере;
- разрабатывают инструкции по охране труда и проводят ознакомление работников с требованиями по охране труда;
- обеспечивают проведение специальной оценки условий труда с участием представителей первичных профсоюзных организаций;
- устанавливают компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- обеспечивают работников современными средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- организуют проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации в соответствии со ст. ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации;
- обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
- обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проводят обучение специалистов по охране труда в организациях;
- организуют расследование и учет (в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7.3. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатели устанавливают:
а) Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
для работников, условия труда которых отнесены ко 2 степени вредности, не менее 7 календарных дней;
для работников, условия труда которых отнесены к 3 степени вредности, не менее 8 календарных дней;
для работников, условия труда которых отнесены к 4 степени вредности, не менее 9 календарных дней;
для работников, условия труда которых отнесены к опасным, не менее 10 календарных дней.
На основании настоящего Соглашения, коллективного договора и письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, возможна замена денежной компенсацией части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающей 7 календарных дней, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Расчет денежной компенсации производится в том же порядке, как и основного ежегодного оплачиваемого отпуска.
б) Повышенный размер оплаты труда:
минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
для работников, условия труда которых отнесены к 3 степени вредности, составляет не менее 5 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
для работников, условия труда которых отнесены к 4 степени вредности, составляет не менее 6 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
для работников, условия труда которых отнесены к опасным, составляет не менее 8 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
в) Денежную компенсацию при увеличении сокращенной продолжительности рабочего времени, но не более чем до 40 часов в неделю, на основании настоящего Соглашения, коллективного договора и письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом первые два часа увеличенного рабочего времени оплачиваются в полуторном размере, а последующие часы - не менее чем в двойном размере.
7.4. Работодатели совместно с выборными органами первичных профсоюзных организаций:
- создают комитеты (комиссии) по охране труда и организуют их работу;
- проводят обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Предусматривают в коллективном договоре меры, обеспечивающие уполномоченным (доверенным) лицам возможность выполнять свои общественные обязанности в рабочее время;
- организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
7.5. К коллективному договору прилагаются:
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на производстве с указанием объема средств, необходимых для их выполнения по годам;
- список работников, которым по результатам специальной оценки условий труда установлены размеры повышения оплаты труда, продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
- перечень производств, профессий и должностей, работникам которых выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты;
- перечень работ и производственных факторов, на которых работникам выдаются бесплатно смывающие и обезвреживающие средства, нормы их выдачи;
- перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплых, других средств индивидуальной защиты и нормы их выдачи;
- список уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюза по охране труда, количество часов свободного времени, предоставляемых уполномоченным (доверенным) лицам для исполнения возложенных на них функций и порядок их оплаты.
7.6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности.
7.7. Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росагропромобъединение, АККОР:
- разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда;
- организуют разработку ведомственной целевой программы улучшения условий и охраны труда.
7.8. Профсоюз:
- принимает участие в подготовке отраслевых мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению травматизма, отраслевых нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда;
- осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
- защищает законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивает выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждом структурном подразделении и в организации в целом;
- проводит разъяснительную работу среди работников о необходимости соблюдения правил и норм безопасности труда на производстве;
- осуществляет профсоюзный контроль в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, препятствует принятию решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.
Глава VIII. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
8.1. К молодежи относятся лица в возрасте до 35 лет.
8.2. Стороны Соглашения считают приоритетными направлениями совместной деятельности в области молодежной политики:
- содействие снижению уровня безработицы среди молодежи;
- проведение профориентационной работы с молодежью в образовательных организациях всех уровней профессионального образования в целях создания положительного позитивного образа работника сельского хозяйства и закрепления молодых специалистов в отрасли;
- содействие повышению уровня профессиональной квалификации и карьерному росту молодых специалистов;
- обеспечение правовой и социальной защищенности молодежи;
- обеспечение участия представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров;
- содействие трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи в организациях, развитию студенческих трудовых отрядов;
- разработку и реализацию мероприятий по строительству жилья для молодых семей, работающих и проживающих в сельской местности, с использованием средств организаций в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом, и внебюджетных источников, в том числе с предоставлением жилья в рассрочку на условиях льготного кредитования и привлечением молодежи к строительству или приобретению собственного жилья;
- проведение мероприятий, акций по повышению социальной активности молодежи, предупреждению негативных явлений среди учащейся и работающей молодежи, способствование укреплению нравственного и физического здоровья молодежи посредством организации молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной, спортивной и культурно-массовой работы;
- мероприятия, направленные на содействие трудовой занятости молодежи, привлечение и закрепление молодежи в организациях АПК.
8.3. В этих целях работодатели совместно с выборными органами первичных профсоюзных организаций:
- формируют в коллективном договоре специальный раздел по молодежной политике и предусматривают в нем финансирование программ работы с молодежью;
- создают общественные советы (комиссии) по работе с молодежью в организациях всех форм собственности;
- разрабатывают комплексные и целевые программы по работе с молодежью и мероприятия по их реализации;
- проводят конкурсы профессионального мастерства среди молодых специалистов и рабочих;
- устанавливают именные стипендии обучающимся в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования за отличную успеваемость;
- поощряют молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности профсоюзной организации;
- финансируют и создают условия для организации молодежного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий для молодых работников и членов их семей.
8.4. Работодатели:
- предоставляют льготы молодым работникам для обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами организаций;
- заключают с образовательными организациями договоры сотрудничества о подготовке молодых специалистов и рабочих, в соответствии с которыми гарантируют им трудоустройство по специальности, о проведении производственной практики и стажировки обучающихся, о поощрении мастеров производственного обучения, о развитии материально-технической базы образовательных организаций;
- обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования;
- гарантируют трудоустройство работникам, ранее работавшим в организации, после прохождения ими военной службы по призыву;
- оказывают материальную помощь молодым работникам, возвратившимся в организацию после прохождения военной службы по призыву, на условиях, определяемых коллективным договором.
8.5. Профсоюз:
- обеспечивает работу Молодежного совета Профсоюза;
- организует и проводит обучение председателей молодежных советов и комиссий организаций, молодых профсоюзных активистов;
- контролирует предоставление гарантированных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением социальных льгот и гарантий молодежи;
- принимает участие в разработке и реализации федеральных молодежных программ.
8.6. Стороны рекомендуют оформлять договоренности по вопросам обеспечения защиты прав и интересов обучающихся в подведомственных Минсельхозу России образовательных организациях высшего профессионального образования в виде соглашений, прилагаемых к коллективным договорам образовательных организаций.
Глава IX. ГАРАНТИИ ПРАВ ВЫБОРНЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНОВ
9.1. Права выборных профсоюзных органов и гарантии их деятельности определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законами субъектов Российской Федерации, Уставом Профсоюза, Генеральным и Отраслевым соглашениями, коллективными договорами, другими нормативными актами.
9.2. Работодатели:
- соблюдают права и гарантии профсоюзной деятельности в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию первичных профсоюзных организаций и вступлению работников в члены Профсоюза;
- предоставляют выборным профсоюзным органам необходимую статистическую отчетность и иную информацию, затрагивающую интересы работников по социально-трудовым вопросам;
- принимают решения с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
- ведут коллективные переговоры по подготовке, заключению и изменению коллективного договора;
- создают условия, обеспечивающие беспрепятственную деятельность выборных профсоюзных органов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации, действующей в организации, безвозмездно необходимые помещения для работы и для проведения собраний работников, транспортные средства, а также средства связи, оргтехники и другие технические средства в соответствии с коллективным договором;
- включают представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссий по финансовому оздоровлению, реорганизации или ликвидации организации;
- не препятствуют представителям вышестоящих профсоюзных органов посещать организации, в которых работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и прав, предоставленных законодательством;
- обеспечивают по личным письменным заявлениям членов Профсоюза проведение безналичным путем удержания профсоюзных взносов из заработной платы и их перечисление на счета профсоюзных органов на условиях, предусмотренных коллективным договором. Не имеют права задерживать перечисление указанных средств;
- осуществляют продажу и перепрофилирование принадлежащих им объектов социальной сферы с учетом мнения выборного профсоюзного органа;
- отчисляют финансовые средства выборным профсоюзным органам на проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников организаций, праздничных мероприятий, посвященных Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей в размере 0,5 процента от фонда оплаты труда организации;
- обеспечивают участие членов выборного профсоюзного актива в работе выборных профсоюзных органов всех уровней, сохраняя за ними средний заработок на период участия в указанных мероприятиях. Сохраняют профсоюзному активу средний заработок на период кратковременной профсоюзной учебы;
- способствуют своевременному разрешению коллективных трудовых споров в случаях их возникновения;
- не препятствуют работникам в осуществлении самозащиты трудовых прав;
- могут производить оплату труда руководителей выборных органов первичных профсоюзных организаций за счет средств организации, если это определено в коллективном договоре;
- не применяют к работникам, не освобожденным от основной работы и входящим в состав выборных профсоюзных органов, дисциплинарные взыскания, переводы на другую работу и увольнение без согласования с соответствующим вышестоящим профсоюзным органом;
- несут ответственность за нарушение прав и гарантий деятельности профессиональных союзов в соответствии с действующим законодательством.
9.3. Социальные льготы и гарантии, премирование, предусмотренные коллективным договором для работников организации, распространяются на выборных освобожденных от основной работы профсоюзных работников.
9.4. Стороны Соглашения содействуют созданию и деятельности первичных профсоюзных организаций в организациях АПК независимо от их организационно-правовой формы.
Глава X. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ
10.1. Стороны Соглашения определяют в качестве стратегического направления развития социального партнерства в агропромышленном комплексе Российской Федерации реализацию принципа равноправия Сторон.
10.2. Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по вопросам социально-экономического развития АПК России, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют в системе коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений выполнение обязательств Соглашения.
10.3. Стороны Соглашения договорились:
- обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в отрасли по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- принимать меры по совершенствованию нормативной правовой и договорной базы социального партнерства;
- продолжить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, действующих в агропромышленном комплексе, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм в систему социального партнерства;
- содействовать распространению международного и российского стандартов социальной ответственности, дальнейшему развитию практики участия организаций и индивидуальных предпринимателей в региональных проектах "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей";
- в период действия Соглашения не допускать принятия нормативных правовых актов, ухудшающих социально-экономическое положение работников, без предварительного их обсуждения Сторонами.
10.4. В рамках повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений Стороны содействуют:
- развитию на отраслевом уровне территориального социального партнерства, повышению эффективности работы его органов;
- развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях агропромышленного комплекса;
- распространению федерального, региональных, территориальных отраслевых соглашений на всех работодателей и работников АПК;
- принятию мер по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений.
10.5. В этих целях Стороны:
- проводят мониторинг и анализ заключения и выполнения соглашений на всех уровнях социального партнерства и коллективных договоров в организациях, а также работы органов социального партнерства;
- обеспечивают рост числа отраслевых соглашений и коллективных договоров путем вовлечения в переговорные процессы более широкого круга работодателей и работников;
- оказывают методическую помощь в подготовке и заключении коллективных договоров в организациях, указанных в пункте 1.8 настоящего Соглашения, принимают участие в собраниях, конференциях по подведению итогов выполнения коллективных договоров;
- содействуют развитию системы отраслевого социального партнерства и ее институтов на региональном и территориальном уровнях;
- предоставляют друг другу информацию, необходимую для анализа хода реализации настоящего Соглашения, рассмотрения вопросов о внесении в него изменений и дополнений, а также подготовки проектов последующих соглашений;
- разрабатывают совместные типовые документы и рекомендации, направленные на развитие социального партнерства в АПК;
- принимают меры по предотвращению возникновения и урегулированию коллективных трудовых споров в организациях;
- обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства на отраслевом уровне и проблемах социально-трудовых отношений в АПК;
- проводят совещания, конференции, круглые столы, а также создают разделы или страницы на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посвященные теме социального партнерства.
10.6. Профсоюз и Росагропромобъединение в целях укрепления социального партнерства ежегодно проводят Смотр-конкурс "Лучший коллективный договор организации АПК России" и награждение нагрудным знаком "За развитие социального партнерства" руководителей организаций АПК, успешно решающих вопросы эффективного развития производства и социального партнерства.
10.7. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы всех работников организаций представляют и защищают первичные профсоюзные организации, а региональных и территориальных соглашений - территориальные организации Профсоюза.
10.8. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами Соглашения, их представителем - Отраслевой комиссией, соответствующими органами по труду.
10.9. Стороны Соглашения ежегодно рассматривают итоги выполнения Соглашения на совместных заседаниях своих коллегиальных органов. Информация о результатах размещается на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10.10. Разногласия при толковании условий Соглашения или их невыполнение рассматриваются Отраслевой комиссией в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, с приложением протокола разногласий и перечня принятых мер по их разрешению.
10.11. Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
10.12. Соглашение подлежит уведомительной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
10.13. Стороны Соглашения в течение месяца со дня его уведомительной регистрации обеспечивают доведение настоящего Соглашения до органов управления АПК субъектов Российской Федерации, организаций - членов Росагропромобъединения и АККОР, организаций, подведомственных Минсельхозу России, Россельхознадзору, территориальных организаций Профсоюза, в том числе размещая текст Соглашения в разделах или на страницах официальных сайтов сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение N 1
к Отраслевому соглашению
по агропромышленному комплексу
Российской Федерации
на 2015 - 2017 годы
СОСТАВ
ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЮ И КОНТРОЛЮ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ
КОМПЛЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ,
ВНЕСЕНИЮ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, УРЕГУЛИРОВАНИЮ
ВОЗНИКАЮЩИХ МЕЖДУ СТОРОНАМИ СОГЛАШЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ
От Профсоюза работников агропромышленного комплекса
Российской Федерации
Юрова Галина Михайловна | - заместитель Председателя Профсоюза (сопредседатель Комиссии) |
Алексеева Оксана Николаевна | - председатель первичной профсоюзной организации ГУ СП "Рощинский", Республика Башкортостан |
Давыденко Людмила Васильевна | - председатель Воронежской городской организации Профсоюза |
Кушнерев Иван Михайлович | - председатель Курской областной организации Профсоюза |
Пшеничникова Александра Юрьевна | - председатель Московской городской территориальной организации Профсоюза |
Тимофеев Александр Анатольевич | - председатель Архангельской областной организации Профсоюза |
Чуприна Николай Нестерович | - председатель Белгородской областной организации Профсоюза |
От Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
Торопов Дмитрий Иванович | - директор Департамента сельского развития и социальной политики (сопредседатель Комиссии) |
Горин Александр Дмитриевич | - начальник отдела Департамента сельского развития и социальной политики |
Егоров Юрий Николаевич | - начальник отдела Департамента научно-технологической политики и образования |
Елисеева Наталья Владимировна | - заместитель директора Департамента сельского развития и социальной политики |
Емельянова Татьяна Владимировна | - заместитель директора Департамента животноводства и племенного дела |
Крашенинников Михаил Павлович | - начальник отдела Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности |
Лукьянова Ольга Владимировна | - заместитель начальника отдела Департамента правового обеспечения |
Овчинникова Инесса Анатольевна | - заместитель начальника отдела Департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности |
Подземельных Владимир Александрович | - заместитель начальника отдела Департамента растениеводства, химизации и защиты растений |
Русаков Юрий Валентинович | - заместитель директора Департамента ветеринарии |
от Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
Саурин Алексей Иванович | - заместитель Руководителя Россельхознадзора |
Менякин Владимир Александрович | - начальник Управления ветеринарного надзора при внешнеторговых операциях и на транспорте |
Новиков Сергей Александрович | - начальник отдела контрольно-надзорной деятельности Управления внутреннего ветеринарного надзора |
от Общероссийского агропромышленного
объединения работодателей
Бабурин Александр Иванович | - Первый заместитель Председателя Общероссийского агропромышленного объединения работодателей (сопредседатель Комиссии) |
Васильев Николай Иванович | - Председатель Регионального объединения работодателей "Агропромобъединение Чувашской Республики" |
Коваленко Владимир Павлович | - Председатель Регионального объединения работодателей "Агропромобъединение Омской области" |
Махлин Александр Радиевич | - заведующий отделом по оргработе Общероссийского агропромышленного объединения работодателей |
Мозгов Михаил Иванович | - Председатель Регионального агропромышленного объединения работодателей Алтайского края |
Ратачков Александр Сергеевич | - Председатель Регионального объединения работодателей Саратовской области "Агропромобъединение Саратовской области" |
Хижняк Александр Иванович | - Председатель Регионального объединения работодателей "Агропромобъединение Оренбургской области" |
от Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов России
Агапова Татьяна Александровна | - исполнительный директор АККОР (сопредседатель Комиссии) |
Андриянов Вячеслав Васильевич | - генеральный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области |
Безбудько Надежда Викторовна | - председатель Общероссийского общественного Движения сельских женщин России |
Дегтярева Елена Витальевна | - председатель Владимирской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств "Возрождение села" |
Коробкина Екатерина Григорьевна | - председатель Новокубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Краснодарского края |
Симонова Людмила Ивановна | - председатель Правления Брянской региональной общественной организации "Фермеры Брянщины" |