Утвержден
президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации
по стратегическому развитию
и приоритетным проектам
(протокол от 26 июля 2017 г. N 8)
ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
1. Основные положения
Наименование направления |
Здравоохранение |
||
Краткое наименование проекта |
Укрепление общественного здоровья |
Срок начала и окончания проекта |
26 июля 2017 г. - 31 декабря 2025 г. |
Куратор |
Голодец О.Ю., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) |
- |
||
Функциональный заказчик |
Скворцова В.И., Министр здравоохранения Российской Федерации |
||
Руководитель проекта |
Костенников Д.В., статс-секретарь - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации |
||
Исполнители и соисполнители мероприятий проекта |
Минздрав России, Минсельхоз России, Минспорт России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минтруд России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, ФФОМС, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные и иные организации (включая социально ориентированные некоммерческие организации) |
2. Содержание приоритетного проекта
Цель проекта |
Увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 году и до 60% к 2025 году путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью |
|||||||
Показатели проекта и их значения по годам |
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня) |
Базовое значение |
Период, год |
||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2025 год |
||||
Доля граждан, приверженных здоровому образу жизни (%) |
основной |
- |
36% |
40% |
45% |
50% |
60% |
|
Распространенность потребления табака среди взрослого населения (%) |
основной |
32,0 |
30,5 |
30,0 |
29,5 |
28,0 |
27,0 |
|
Потребление алкогольной продукции на душу населения (л) |
основной |
10,3 |
10,0 |
9,7 |
9,3 |
9,0 |
8,0 |
|
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
основной |
34% |
34% |
36% |
38% |
40% |
45% |
|
Число абортов, совершаемых по желанию женщины, на тысячу женщин фертильного возраста |
второго уровня |
20,5 |
20,0 |
19,5 |
19,0 |
18,0 |
16,0 |
|
Доля граждан с артериальной гипертензией, контролирующих свое артериальное давление |
второго уровня |
35% |
38% |
40% |
45% |
50% |
55% |
Результаты проекта |
1. Разработаны дополнительные меры, направленные на снижение потребления табачной и алкогольной продукции, электронных сигарет и кальянов. 2. Разработана и реализована программа предоставления грантов за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья. 3. Разработана и реализована кампания с участием производителей продуктов питания по информированию граждан о здоровом питании через добровольное размещение дополнительных знаков отличия и информации на упаковках продуктовых товаров. 4. Разработана и проведена масштабная информационно-коммуникационная кампания по формированию здоровьесберегающего поведения, включая сохранение репродуктивного здоровья и повышение приверженности вакцинации. Кампания проведена в традиционных СМИ и в социальных сетях на основе принципов микротаргетинга. 5. Определены и внедрены наиболее эффективные механизмы, направленные на повышение ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности граждан за свое здоровье. |
Описание модели функционирования результатов проекта |
Реализованы дополнительные меры, направленные на снижение потребления алкоголя, табачных изделий, электронных сигарет и кальянов. Предоставление грантов с привлечением бюджетного и внебюджетного финансирования окажет поддержку некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья. Привлечение широкого круга экспертов позволит оперативно собрать, апробировать и тиражировать лучшие практики. В рамках коммуникационной кампании по здоровому питанию с добровольным привлечением производителей продуктов питания на широком перечне продуктов будут размещены знаки отличия и дополнительная информация о здоровом питании. Вовлечение производителей продуктов обеспечит оперативное и системное информирование граждан. Проведение ежегодных коммуникационных кампаний в традиционных СМИ и в социальных сетях на принципах микротаргетинга обеспечит общественную поддержку мероприятий проекта по продвижению принципов здорового образа жизни, пропаганде отказа от абортов. |
3. Этапы и контрольные точки
N п/п |
Наименование |
Тип (завершение этапа/контрольная точка) |
Срок |
Организационные мероприятия |
|||
1. |
Паспорт проекта утвержден |
Завершение этапа |
26 июля 2017 г. |
2. |
Утвержден сводный план проекта |
Контрольная точка |
26 сентября 2017 г. |
3. |
Проект завершен. Итоговый отчет утвержден |
Завершение этапа |
31 декабря 2025 г. |
Снижение уровня потребления табачной и алкогольной продукции |
|||
4. |
Разработан первый пакет нормативных правовых актов, направленных на введение дополнительных мер по снижению потребления табачной и алкогольной продукции |
Контрольная точка |
1 октября 2017 г. |
5. |
Правительством Российской Федерации приняты решения по нормативным правовым актам, входящим в первый пакет дополнительных мер по снижению потребления табачной и алкогольной продукции |
Контрольная точка |
1 февраля 2018 г. |
6. |
Разработаны нормативные правовые акты, направленные на борьбу с потреблением электронных сигарет и кальянов |
Контрольная точка |
25 февраля 2018 г. |
7. |
Правительством Российской Федерации приняты решения по нормативным правовым актам, направленным на борьбу с потреблением электронных сигарет и кальянов |
Контрольная точка |
15 мая 2018 г. |
8. |
Разработан второй пакет мер, направленных на введение дополнительных мер по снижению потребления табачной и алкогольной продукции |
Контрольная точка |
1 октября 2018 г. |
9. |
Правительством Российской Федерации приняты решения по нормативным правовым актам, входящим во второй пакет дополнительных мер по снижению потребления табачной и алкогольной продукции |
Контрольная точка |
15 ноября 2018 г. |
Разработка политики вовлечения граждан и НКО в проект (программы предоставления грантов) |
|||
9. |
Подготовлена концепция реализации программы выделения грантов некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, включая правила финансового обеспечения данной программы из средств федерального бюджета и внебюджетных источников |
Контрольная точка |
25 октября 2017 г. |
10. |
Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление грантов некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни |
Контрольная точка |
1 февраля 2018 г. |
11. |
Инициировано проведение конкурса по программе выделения грантов некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, правильного питания и сбережения здоровья |
Контрольная точка |
1 июня 2018 г. |
12. |
Подведены итоги конкурса среди некоммерческих и других общественных организаций, реализующих проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни |
Контрольная точка |
25 сентября 2018 г. |
13. |
Подготовлена и размещена на сайте Минздрава России библиотека лучших проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, подготовленная по итогам конкурса |
Контрольная точка |
10 ноября 2018 г. |
14. |
Актуализирован график проведения конкурса на предоставление грантов некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, на период с 2019 года и до завершения проекта. Внесены корректировки в паспорт и сводный план проекта. |
Контрольная точка |
10 декабря 2018 г. |
Проведение коммуникационной кампании по здоровому питанию с участием компаний-производителей |
|||
15. |
Разработана концепция коммуникационной кампании по размещению на продукции отличительных знаков и информационных сообщений, связанных с правилами здорового питания. Утверждены категории продукции и правила участия |
Контрольная точка |
12 октября 2017 г. |
16. |
Отобрано не менее 30 компаний-производителей продуктов питания, на продукции которых будут размещены информационные сообщения кампании по здоровому питанию |
Контрольная точка |
20 декабря 2017 г. |
17. |
Разработаны и утверждены нормативные правовые акты по йодированию пищевой поваренной соли |
Контрольная точка |
1 февраля 2018 г. |
18. |
Разработаны и утверждены визуальные и коммуникационные элементы кампании по здоровому питанию. Проведено согласование форматов и правил размещения с производителями-участниками |
Контрольная точка |
15 февраля 2018 г. |
19. |
Начата коммуникационная кампания по здоровому питанию с участием производителей |
Контрольная точка |
15 апреля 2018 г. |
Проведение информационно-коммуникационной кампании с использованием основных телекоммуникационных каналов для всех целевых аудиторий |
|||
20. |
Разработана методика оценки формирования культуры здорового образа жизни у населения с учетом особенностей целевых групп граждан. Определены правила осуществления регулярного мониторинга ситуации |
Контрольная точка |
1 февраля 2018 г. |
21. |
На основе разработанной методики проведено обследование. Актуализирован основной показатель "доля граждан, приверженных здоровому образу жизни" |
Контрольная точка |
28 февраля 2018 г. |
22. |
Разработана концепция информационно-коммуникационной кампании по формированию здоровьесберегающего поведения, включая сохранение репродуктивного здоровья. Концепцией предусмотрено проведение кампании в традиционных СМИ и в социальных сетях на основе принципов микротаргетинга |
Контрольная точка |
1 марта 2018 г. |
23. |
Запущена информационно-коммуникационная кампания в традиционных СМИ и в социальных сетях на основе принципов микротаргетинга |
Контрольная точка |
15 апреля 2018 г. |
24. |
Разработаны и проведены открытые уроки по мотивированию школьников, родителей и учителей к ведению здорового образа жизни |
Контрольная точка |
1 июля 2020 г. |
Повышение ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности граждан за свое здоровье |
|||
25. |
Разработаны предложения по дополнительным мерам, в том числе мерам экономического характера, направленным на повышение ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности граждан за свое здоровье |
Контрольная точка |
20 декабря 2017 г. |
26. |
Разработаны проекты документов, необходимых для реализации комплекса мер по повышению ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности граждан за свое здоровье |
Контрольная точка |
1 июля 2018 г. |
4. Бюджет приоритетного проекта
Источники финансирования |
Год реализации |
Всего |
||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 - 2025 годы "*" |
|||
Бюджетные источники, млн руб. |
Федеральный бюджет |
441,0 |
441,0 |
441,0 |
2646,0 |
3 528,0 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Местные бюджеты органов местного самоуправления |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Внебюджетные источники, млн руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого |
441,0 |
441,0 |
441,0 |
2646,0 |
3 528,0 |
5. Ключевые риски и возможности
N п/п |
Наименование риска/возможности |
Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности |
1. |
Недостаточное бюджетное финансирование |
Повышение финансирования программ профилактики |
2. |
Отсутствие заинтересованности работодателей |
Работа с объединениями работодателей и профсоюзами |
3. |
Заинтересованность федеральных органов исполнительной власти в создании необходимой нормативной базы |
Работа с федеральными органами исполнительной власти при поддержке Правительства Российской Федерации |
6. Описание приоритетного проекта
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1585) Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (ред. от 21.10.2016) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"). Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717). Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302). |
Взаимосвязь с другими проектами и программами |
Достижение целей проекта обусловлено достижением показателей других государственных программ (в частности, охват физической культуры, спортом, развитие сельскохозяйственного производства) |
Формальные основания для инициации |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" |
Дополнительная информация |
Методика расчета и процедура оперативного сбора информации будет уточнена в рамках исполнения КТ N 19 "Разработана методика оценки формирования культуры здорового образа жизни у населения с учетом особенностей целевых групп граждан. Определены правила осуществления регулярного мониторинга ситуации" в срок до 30 января 2018 г. |