См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 августа 2019 г. N ДФ/67066/19
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение, содержащее информацию о неправомерных действиях Крымского УФАС России при принятии решения от 21.05.2019 N 06/1325-19 по результатам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Государственного казенного учреждения Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство сетей канализации в мкр. Ак-Мечеть г. Симферополь" (номер извещения 0175200000419000127) с начальной (максимальной) ценой контракта 4 240 000 рублей (далее - Конкурс), сообщает следующее.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя ФАС России установлено, что Заявителем в Крымское УФАС России подана жалоба на положения конкурсной документации, а именно о неправомерном требовании Заказчика к участнику о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией Крымского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) вынесено решение от 21.05.2019 по делу N 06/1325-19 (далее - Решение) о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Из обращения Заявителя следует, что Комиссией при рассмотрении жалобы сделаны неправомерные выводы относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя.
Согласно положениям конкурсной документации:
1.1) Участник закупки должен быть действующим членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования;
1.2) Участник закупки должен быть действующим членом СРО в области инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Вместе с тем, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
ФАС России сообщает, что в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку, установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые исполнителем, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.
Требования к лицам, осуществляющим строительные работы установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 1 и 3 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять заключенные с использованием конкурентных способов заключения договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, а также при соблюдении в совокупности следующих условий:
1. наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2. если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
С учетом изложенного, по мнению ФАС России, предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация.
При этом, установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, по мнению ФАС России, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
В связи с чем, ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации требование к участнику о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий в открытом конкурсе содержат признаки нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изложенная позиция, в целях формирования единообразной практики применения положений Закона о контрактной системе направлена ФАС России в адрес Крымского УФАС России для ее учета при рассмотрении жалоб участников закупок.
Дополнительно, ФАС России разъясняет право, предусмотренное частью 14 статьи 105 Закона о контрактной системе, об обжаловании, в случае несогласия с принятым Крымским УФАС России решением в судебном порядке.
Д.В.ФЕСЮК