См. Документы Федеральной антимонопольной службы
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 декабря 2016 г. N СП/84437/16
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ
НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ И УСТАНОВЛЕНИЮ СРОКОВ ОПЛАТЫ
В Федеральную антимонопольную службу поступают запросы уполномоченных органов субъектов Российской Федерации по вопросу разъяснения положений Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16 (далее - Методические указания).
В этой связи, в целях исключения правовой неопределенности по применению положений Методических указаний, ФАС России разъясняет следующее:
1. Методические указания разработаны ФАС России в соответствии с полномочиями, предусмотренными частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Данные положения вступили в силу с 01.09.2016. Методические указания вступили в силу 09.09.2016.
Методические указания не содержат положений о пересмотре ранее установленных тарифов.
При этом, как указано выше, статьей 27.13 КоАП закреплено, что лицо, привлеченное к административной ответственности, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями.
Однако, с момента вступления в силу положений статьи 27.13 КоАП лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, установленным в соответствии с Методическими указаниями.
В связи с этим данные положения КоАП являются основанием для пересмотра уполномоченными органами субъектов Российской Федерации ранее установленных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
2. Согласно пункту 2 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (далее - тарифы) устанавливаются в расчете на одно транспортное средство и могут дифференцироваться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган регулирования) по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов, категории транспортного средства и иных параметров, необходимых для установления экономически обоснованных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств. Тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчете на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования.
Данные положения Методических указаний закрепляют возможность установления дифференцированных тарифов по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации.
Дифференциация тарифов связана с их экономической обоснованностью, которую определяет орган субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями по установлению тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Конкретные параметры дифференциации, а также определение расходов, относимых на регулируемую деятельность, исходя из данных параметров, определяются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации при условии того, что суммарная величина планируемой выручки от деятельности по перемещению и хранению задержанных транспортных средств не должна превышать сумму затрат на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, рассчитанных с учетом положений пунктов 11 и 13 Методических указаний.
При этом указанные положения предполагают право, а не обязанность органа регулирования дифференцировать тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Также, необходимо отметить, что Методические указания в соответствии с частью 11 статьи 27.13 КоАП предусматривают только порядок расчета тарифов. Порядок применения тарифов Методическими указаниями не регламентируется.
В случае принятия решения о дифференциации тарифов по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации тарифы на территории соответствующих муниципальных образований должны быть установлены на едином уровне.
Вместе с тем, по мнению ФАС России, в случае непринятия органом регулирования решения о дифференциации тарифов по муниципальным образованиям установленные тарифы должны применяться на едином уровне на всей территории субъекта Российской Федерации.
По вопросу правомерности использования единиц измерения времени для расчета тарифа на хранение задержанных транспортных средств отмечаем.
Пунктом 3 Методических указаний закреплено, что тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчете на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования.
В этой связи орган регулирования вправе определить любую единицу времени, позволяющую определить экономически основанный уровень тарифа на хранение задержанных транспортных средств.
3. Пунктом 3 Методических указаний предусмотрено, что в целях установления тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств органы регулирования определяют базовый уровень тарифов, который рассчитывается следующими методами: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данные методы могут применяться совместно, в том числе при расчете расходов по отдельным статьям затрат. Выбор метода регулирования осуществляется органом регулирования.
Исполнители услуг (коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель) по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств (далее - исполнитель услуг) вправе обратиться в орган регулирования с предложением, содержащим расчет тарифа на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств.
Использование метода экономически обоснованных затрат при расчете базового уровня тарифов обязательно только при расчете данного базового уровня на первый год долгосрочного периода регулирования методом индексации.
Методическими указаниями не предусмотрено ограничение по количеству расчетных данных организаций, осуществляющих перемещение и хранение задержанных транспортных средств, представленных для целей тарифного регулирования методом экономически обоснованных затрат.
При этом уполномоченный орган при принятии решения о расчете базового уровня тарифов методом экономически обоснованных затрат или методом индексации, в случае непредоставления исполнителями услуг материалов для расчета тарифов, вправе запросить необходимые документы у исполнителей услуг либо определить базовый уровень тарифов на основании имеющихся данных.
Методические указания не содержат положений о сроках рассмотрения заявления об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств, процедуры открытия дел, а также направления запросов в организации.
ФАС России отмечает, что установление тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств является обязанностью уполномоченных органов субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно части 11 статьи 27.13 КоАП стоимость перемещения и хранения задержанных транспортных средств подлежит государственному регулированию, и за осуществление расчетов за перемещения и хранения задержанных транспортных средств не по установленному тарифу предусмотрена административная ответственность по статье 14.6 КоАП.
4. Согласно пункту 4 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.
В случае признания торгов несостоявшимися орган регулирования устанавливает тариф в размере не выше определенного базового уровня.
Порядок проведения торгов, в том числе порядок определения органа, уполномоченного проводить такие торги, Методическими указаниями не определены, поскольку ФАС России соответствующими полномочиями не обладает.
Однако, учитывая положения части 10 статьи 27.13 КоАП, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить процедуру проведения указанных торгов, а также уполномоченный орган.
Также отмечаем, что, по мнению ФАС России, тариф, установленный по результатам торгов по выбору исполнителя услуг может применяться иными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории действия тарифного решения.
Установление тарифов на базовом уровне, в случае если они должны быть установлены по результатам торгов, противоречит положениям Методических указаний.
Методическими указаниями также не предусмотрена форма тарифного решения. Установление формы акта, которым определяется базовый уровень тарифов, относится к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Учитывая то, что акт об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств должен быть обязателен для применения на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), он должен иметь нормативный характер.
Относительно формирования перечня (реестра) лиц, осуществляющих деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, отмечаем, что Методические указания данный вопрос не регламентируют.
При этом субъектом Российской Федерации могут быть определены требования (критерии) для организаций, которые могут быть допущены к конкурсным процедурам, проводимым в целях тарифного регулирования. Указанные требования (критерии) должны соответствовать положениям антимонопольного законодательства.
5. По вопросу компенсации убытков (недополученных доходов) исполнителей услуг отмечаем.
Пунктом 4 Методических указаний закреплено, что по решению субъекта Российской Федерации тарифы устанавливаются на уровне ниже определенных по результатам аукциона тарифов или базового уровня тарифов (в случае признания торгов несостоявшимися) при условии компенсации исполнителям услуг доходов, недополученных в результате установления таких тарифов, в случае, если такие тарифы будут установлены на уровне ниже экономически обоснованных расходов (затрат) исполнителей услуг.
Иных положений о компенсации недополученных доходов исполнителей услуг за счет регулируемых тарифов Методические указания не содержат.
6. Пунктом 5 Методических указаний предусмотрены исключения из общих правил установления тарифов, предусмотренных пунктом 4 Методических указаний, а именно:
1) Если отбор исполнителя услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
2) Если субъектом Российской Федерации функциями по организации перемещения и хранения задержанных транспортных средств без проведения торгов наделено специализированное государственное учреждение. При этом тарифы в таком случае рассчитываются методами, предусмотренными пунктом 3 настоящих Методических указаний.
Также отмечаем, что несмотря на то, что Методические указания не содержат отдельных положений относительно установления тарифов для муниципальных бюджетных учреждений, по мнению ФАС России, положения пункта 5 Методических указаний могут распространяться и на данные учреждения, при условии, что такие бюджетные учреждения не осуществляют деятельности, приносящей доход, и не являются хозяйствующими субъектами в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
7. Пунктом 6 Методических указаний установлено, что тарифы устанавливаются на прогнозный период, который составляет не менее календарного года. В случае установления долгосрочных тарифов срок их действия не может быть менее 5 лет, а при установлении указанных тарифов впервые, срок их действия не должен превышать 3 года, но окончание их действия должно совпадать с окончанием календарного года. Долгосрочные тарифы (сроком действия 3 года и более) подлежат ежегодной корректировке, которая осуществляется методом индексации или методом сравнения сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Методическими указаниями не предусмотрена обязанность введения в действие тарифов с начала календарного года, при этом с учетом того, что окончание их срока действия должно совпадать с окончанием календарного года, а также положений о ежегодной корректировке, считаем необходимым установление тарифов с начала календарного года.
Однако, данное правило не должно применяться к тарифам, рассчитанным впервые, поскольку Методическими указаниями не ограничен временной предел для обращения с предложением об установлении тарифов. При этом, считаем целесообразным в таких случаях синхронизировать срок окончания тарифов с окончанием календарного года.
Методическими указаниями также не закреплен порядок принятия решений по корректировке установленных тарифов. Однако, учитывая обязательность осуществления корректировки тарифов, установленных на долгосрочный период, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить регламент установления (изменения) или отмены тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
8. В соответствии с пунктом 7 Методических указаний перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам, установленным в соответствии настоящими Методическими указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.
Данное положение было принято в соответствии с частью 11 статьи 27.13 КоАП, согласно которой сроки оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств должны содержаться в Методических указаниях.
В этой связи пунктом 7 Методических указаний закреплен минимальный период отсрочки оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
Субъект Российской Федерации, руководствуясь положениями части 10 статьи 27.13 КоАП, вправе определить порядок оплаты и возврата задержанных транспортных средств, при условии соблюдения данных положений Методических указаний.
9. По вопросам применения положений раздела II Методических указаний "Расчет базового уровня тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат)" сообщаем следующее.
9.1. Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что базовый уровень тарифов рассчитывается как отношение стоимости затрат исполнителей услуг к объемным показателям (количеству перемещенных и (или) помещенных на хранение задержанных транспортных средств (в части хранения учитывается также время хранения), определенным в прогнозном порядке органом регулирования. То есть, при расчете базовых тарифов данным методом используются объемные показатели, характеризующие количество перемещенных и хранимых транспортных средств, а также время хранения.
Согласно пункту 9 Методических указаний при расчете базового уровня тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) учитываются только предложения исполнителей услуг, осуществляющих раздельный учет доходов и расходов, в том числе, первичный бухгалтерский учет, в отношении деятельности по перемещению, хранению задержанных транспортных средств и иным услугам (видам деятельности).
Таким образом, в случае поступления в орган регулирования предложений от хозяйствующих субъектов, не осуществляющих раздельный учет, данные предложения не могут быть приняты для расчета базового уровня тарифов. В случае отсутствия иных предложений орган регулирования должен определить базовый уровень тарифа на основании имеющихся у него данных либо запросить данные способами, поименованными в разделе IV Методических указаний.
При этом из пункта 17 Методических указаний следует, что для расчета используются данные за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату.
Согласно пунктам 11 и 13 Методических указаний при расчете базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств подлежат учету экономически обоснованные затраты, прямо поименованные в данных пунктах.
Методические указания не предусматривают учет в тарифах затраты на аренду автомобилей-эвакуаторов.
Согласно подпункту 5 пункта 11 Методических указаний при определении базового уровня тарифов на перемещение задержанных транспортных средств учитываются расходы на содержание (в том числе хранение) и ремонт автомобилей-эвакуаторов, занятых при транспортировке задержанных транспортных средств, в том числе затраты на технологические жидкости для автомобилей-эвакуаторов - в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей используемых транспортных средств-эвакуаторов.
Таким образом, затраты на смазочные материалы предусмотрены данным пунктом и поименованы как затраты на технологические жидкости для автомобилей-эвакуаторов - в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей используемых транспортных средств-эвакуаторов.
Данным пунктом также предусмотрено, что расходы по данной статье в годовом выражении не должны превышать 25% остаточной стоимости транспортных средств, эксплуатируемых в целях осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств.
В этой связи, в случае полной амортизации автомобилей, используемых для перемещения задержанных транспортных средств, расходы на содержание таких автомобилей должны быть учтены в тарифе на нулевом уровне.
Кроме того, полностью самортизированные автомобили-эвакуаторы не должны использоваться для осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, тем самым данный факт не предполагает несение затрат на горюче-смазочные материалы и иные технологические жидкости.
При этом в соответствии с положениями налогового законодательства и бухгалтерского учета остаточная стоимость транспортных средств может быть увеличена.
9.2. Подпунктом 9 пункта 11 Методических указаний предусмотрено, что содержание диспетчерского персонала с учетом численности, необходимой для осуществления деятельности по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств, в том числе установление и эксплуатация системы отслеживания автомобилей-эвакуаторов, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, обеспечение помещениями (расходы на аренду, определенные исходя из амортизации и налога на имущество, коммунальные услуги), указанные затраты не должны превышать 10% затрат исполнителей услуг, учтенных органом регулирования в тарифах.
По мнению ФАС России, размер затрат, указанных в данном пункте, не должен превышать 10% всех затрат исполнителя услуг, рассчитанных органом регулирования на расчетный период. Аналогичная позиция по затратам на содержание аппарата управления и затратам по безнадежным долгам (с учетом ограничений по размеру, предусмотренных Методическими указаниями), в том числе в отношении расчета затрат на хранение задержанных транспортных средств.
Подпунктом 13 пункта 11 Методических указаний закреплено, что учету подлежат безнадежные долги в размере, не превышающем двух процентов от затрат исполнителей услуг, учтенных органом регулирования при определении базового уровня тарифов.
Данные расходы, по мнению ФАС России, должны подтверждаться документами, свидетельствующими о наличии долгов, нереальных ко взысканию, предусмотренных частью 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации.
9.3. Порядок определения фонда оплаты труда закреплен положениями пункта 15 Методических указаний, а именно, затраты на оплату труда исполнителя услуг определяются с учетом данных о размере фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, размера средней заработной платы других исполнителей услуг, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, данных о среднемесячной заработной плате по видам экономической деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, опубликованных Росстатом, прогнозного индекса потребительских цен в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
10. По вопросам применения положений раздела III Методических указаний "Расчет базового уровня тарифов методом индексации" сообщаем следующее.
Согласно пункту 18 Методических указаний расчет базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств с применением метода индексации осуществляется путем увеличения тарифа, определенного в соответствии с пунктом 4 настоящих Методических указаний либо отдельных статей затрат на индексы изменения цен (прогнозные показатели, определенные в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период).
Таким образом, данный метод предполагает индексацию на второй и последующий год долгосрочного периода регулирования тарифов, а не базового уровня.
Пунктом 20 Методических указаний предусмотрено, что изменение тарифов ограничивается индексом потребительских цен, в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Изменение отдельных статей затрат ограничивается средней арифметической величиной следующих предельных индексов:
- индекс цен производителей в промышленности для внутреннего рынка: для затрат на топливо;
- индекс цен производителей в промышленности для внутреннего рынка без продукции топливно-энергетического комплекса: для затрат на содержание и ремонт основных средств; спецодежду, инструмент, инвентарь;
- индекс потребительских цен: для затрат на оплату труда и иных затрат, за исключением амортизации, лизинговых платежей, процентов.
Данные положения устанавливают возможность изменения тарифа на второй и последующие периоды регулирования на уровень не выше индекса потребительских цен, в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
При этом изменение отдельных статей затрат может превысить данный индекс, при условии, что размер изменения тарифа не должен превышать индекс потребительских цен.
11. По вопросам применения положений раздела IV Методических указаний "Расчет базового уровня тарифов методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)" сообщаем следующее.
Пунктом 21 Методических указаний предусмотрено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется в целях установления базового уровня тарифов на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств (отдельных статей затрат), и заключается в определении указанного уровня тарифов (отдельных статей затрат) на основании данных исследования рынка услуг перемещения (эвакуации) и хранения транспортных средств (в случае дифференциации используются данные о стоимости услуг с учетом их дифференциации исходя из веса, габаритов и категории транспортных средств) и иных рынков, путем изучения общедоступных источников информации.
Таким образом, Методическими указаниями закреплена возможность использования для расчетов тарифов на перемещение транспортных средств стоимости услуг по эвакуации транспортных средств, не подлежащих государственному регулированию.
Согласно пункту 22 Методических указаний в целях получения ценовой информации, которая сформировалась в условиях конкуренции на рынке в отношении услуг по перемещению (эвакуации) и хранению транспортных средств для определения базового уровня тарифов на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств (отдельных статей затрат), необходимо осуществить следующие процедуры:
1) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти исполнителям, оказывающим соответствующие услуги, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
2) разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
3) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
4) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
Отмечаем, что данным пунктом предусмотрено использование всех указанных процедур с целью получения всесторонней и объективной информации.
Также сообщаем, что на сайте //zakupki.gov.ru существует раздел "Запрос цен товаров, работ и услуг", где можно разместить указанный в подпункте 2 пункта 22 Методических указаний запрос о предоставлении ценовой информации, при этом в качестве срока проведения закупки можно указать планируемый срок проведения закупки.
При этом согласно пункту 23 Методических указаний для определения базового уровня тарифов методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) необходимо использовать не менее трех цен услуг, предлагаемых различными исполнителями.
С.А.ПУЗЫРЕВСКИЙ