См. Документы Федеральной антимонопольной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 23 октября 2017 г. N ВК/72746/17

О ПРАВОМЕРНОСТИ
УЧЕТА ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ
КРИТЕРИЯМ ТСО

ФАС России рассмотрела обращение и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии ТСО).

Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям ТСО.

Согласно пунктам 1 и 2 Критериев ТСО для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов напряжения.

Соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, Критериям ТСО определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Из положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство. Вместе с тем, пунктом 5 части 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Например, в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 2 закона Красноярского края от 8 июня 2017 года N 3-714 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории края" получение разрешения на строительство на территории Красноярского края не требуется при строительстве и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 35 киловольт включительно: линий электропередачи, электрических подстанций, электрических распределительных устройств и связанного с ними иного предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудования.

Таким образом, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии могут отказывать в регистрации прав на объекты электроэнергетики, как не относящиеся к недвижимому имуществу, в случаях, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации установлено, что они отнесены к объектам, не требующим получения разрешения на строительство, либо по иным основаниям.

Учитывая изложенное, заключения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации договоров аренды или купли-продажи объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что указанные объекты не относятся к объектам недвижимого имущества, могут приниматься регулирующими органами в составе документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, и являются основанием для установления в отношении таких объектов соответствующих тарифов на передачу электроэнергии.

При этом объекты электроэнергетики, отнесенные к недвижимому имуществу, должны быть зарегистрированы надлежащим образом.

В.Г.КОРОЛЕВ