См. Документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 12 октября 1995 г. N 8-1760
ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФОНДАМИ ОМС
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими многочисленными запросами об уплате налогов территориальными фондами разъясняет следующее.
При рассмотрении вопроса об уплате налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации с учетом решений Арбитражного суда Томской области от 07.12.94 N УК-1091/94; письмом заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.95 N 1225/95; Постановлением Коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.95 N К4-И-7/782, направленными в Ваш адрес Федеральным фондом исх. N 8-849 от 23.05.95.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РФ" Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Согласно части 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, фонды обязательного медицинского страхования аккумулируют финансовые средства, накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы.
В целях защиты от инфляции временно свободные финансовые средства используются фондами для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Определены цели по основной деятельности фондов, исключительно на которые могут быть направлены получаемые доходы.
С учетом вышесказанного Федеральный фонд ОМС разъясняет, что в связи с отсутствием объекта налогообложения фонды ОМС не являются плательщиками налогов по доходам от основной деятельности, в том числе налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, по доходам от размещения временно свободных финансовых средств в банковских депозитах и приобретения государственных ценных бумаг.
Учитывая неоднозначность позиций различных ведомств по данным вопросам, при необходимости территориальному фонду следует использовать права, предоставленные действующим законодательством.
Одновременно направляется копия решения Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N 5657/95/35.
Исполнительный директор
Федерального фонда
обязательного медицинского
страхования
В.В.ГРИШИН
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
5 - 7 сентября 1995 г. Дело N 5657/95/35 Арбитражный суд в составе: председательствующего ____________, Королева Т.В. судей ___________________________________________________________, рассмотрев в судебном заседании исковые материалы по иску ________ Лен. областной фонд обязательного медицинского страхования __________________________________________________________________ и ГНИ по Центральному району С-Пб __________________________________________________________________ о призн. не подлежащими исполнению инкас. поручений N N 186, 187 __________________________________________________________________ от 16.08.95 и о возврате из бюджета незаконно списанных средств _________________________________________________________________, с участием: Белокопытова М.А., эк. консультант Иванов В.А., от истца _________________________________________________________ эк. консультант Соколов В.Я., __________________________________________________________________ нач. юр./о Лосовская Т.И., ст. гос. инсп. Аксенов от ответчика: ____________________________________________________ Т.В., нач. отд. гос. мун. и арендн. предпр. Медведева Н.М. _________________________________________________________________, Истец Ленинградский областной фонд обязательного установил: _______________________________________________________
медицинского страхования (далее ЛОФОМС) просит признать не подлежащими исполнению инкассовые поручения Госналоговой инспекции Центрального района г. Санкт-Петербурга N N 186 и 187 от 16.08.95 на безакцептное списание недоимок по налогу на прибыль в сумме 3953444809 руб. и о возврате из бюджета незаконно списанных в безакцептном порядке 885337600 руб. на основании актов камерной проверки.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что размещение средств ЛОФОМС в банковских депозитах не является предпринимательской деятельностью, а представляет собой способ предохранения от инфляции государственных средств, которые он обязан использовать на обязательное медицинское страхование в будущем периоде, в связи с чем ЛОФОМС не может рассматриваться в качестве плательщика налога на прибыль из-за отсутствия объекта налогообложения.
Кроме того, истец сослался на ст. 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91, в соответствии с которой Фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Ответчик - Государственная налоговая инспекция по Центральному району г. Санкт-Петербурга иск отклонила, ссылаясь на Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с п. 1а ст. 1 которого плательщиками налога на прибыль являются организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие предпринимательскую деятельность, какой и является ЛОФОМС. Кроме того, ответчик пояснил, что, по его мнению, деятельность по размещению денежных средств на депозитных счетах в банке является предпринимательской, а Федеральным законом РФ от 25.01.95 N 9-ФЗ (ст. 3) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1994 год" предусмотрена уплата налога на прибыль от размещения временно свободных финансовых средств фонда.
В дополнение ответчик сообщил, что в настоящее время инкассовые поручения N N 186 и 187 о списании средств с истца отозваны письмом N 3-01-15/2459 от 21.08.95 и оставлены без исполнения, поскольку в противном случае ЛОФОМС не смог бы провести оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования и медицинские учреждения Ленинградской области остались бы без средств.
Выслушав мнение сторон и рассмотрев представленные материалы, судом установлено следующее:
- Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования создан для реализации государственной функции по сбору и перераспределению страховых платежей на обязательное медицинское страхование и является государственным внебюджетным территориальным фондом согласно Закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ";
- в соответствии с разделом 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-1, основной деятельностью ЛОФОМС является финансово-кредитная деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, которая согласно разделу 4 Положения включает в себя и размещение в целях защиты от инфляции временно свободных финансовых средств и средств нормируемого страхового запаса финансовых средств территориального фонда в банковских депозитах;
- согласно ст. 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР" в редакции Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1 Федеральный и территориальные фонды освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности;
- ст. 4 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования предусмотрено использование доходов, полученных от размещения временно свободных денежных средств из банковских депозитов, на цели основной деятельности: пополнение фондов территориального фонда, на выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования, на экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений и организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний среди граждан;
- Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" также устанавливает, что основной задачей фондов обязательного медицинского страхования является аккумулирование финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Таким образом, доходы от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банке предназначались для использования фондом на цели основной деятельности.
Возражения ответчика не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу ст. ст. 12, 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат, фонды освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности, а кроме того, ответчик не сослался на федеральный закон, согласно которому фонды обязательного медицинского страхования обязаны уплачивать налог на прибыль от временно свободных финансовых средств в банковских депозитах.
С учетом изложенного суд находит, что Госналоговая инспекция необоснованно признала Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования плательщиком налога на прибыль, поскольку денежные средства от хранения на депозитных счетах в банках не являются прибылью фонда.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127 АПК РФ, ст. ст. 12, 13 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Возвратить истцу из бюджета необоснованно списанные ГНИ по Центральному району г. Санкт-Петербурга со счета Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования в безакцептном порядке 885337600 руб., а также 31067224 руб. госпошлины.
Приказ выдать немедленно.
Судья
Т.В.КОРОЛЕВА