См. Документы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 марта 1999 г. N 1422/20-1/И
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКА
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в связи с многочисленными запросами об ответственности за несвоевременное перечисление страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, разъясняет следующее.
Порядок взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование определен Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
Согласно п. 20 вышеназванной Инструкции, недоимкой считается сумма страховых взносов (платежей), не внесенная по истечении установленных сроков уплаты. Пунктом 23 этой же Инструкции определено, что днем уплаты страховых взносов (платежей) считается, при перечислении суммы платежа со счета плательщика взносов (платежей) в банке, день списания банком этой суммы со счета плательщика независимо от времени зачисления ее на соответствующие счета фондов. Следовательно, суммы страховых взносов (платежей), списанные со счета плательщика, но не перечисленные учреждениями банков на счета фондов обязательного медицинского страхования, не считаются недоимкой по отношению к плательщику.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и п. 26 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, за несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков (независимо от причин, их вызвавших) ими уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов (платежей). С плательщиков взносов (платежей) за эти дни пени не взимаются.
Письмо Государственной налоговой службы РФ от 31.01.97 N ВК-6-11/94 "Об ответственности банков за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений клиентов" не являлось основанием для внесения изменений в законодательство по обязательному медицинскому страхованию.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П признало не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.
При этом положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что обязанность юридического лица прекращается уплатой им налога, предусматривающее с учетом конституционных норм прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика независимо от зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет, согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации признано соответствующим Конституции Российской Федерации. Аналогично должен решаться вопрос об исполнении обязанности плательщика страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
С учетом названных положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации фонды обязательного медицинского страхования не вправе взыскивать с плательщиков страховых взносов суммы платежей, списанных с расчетных счетов плательщиков на основании их платежных поручений и не перечисленных по вине кредитной организации в фонды обязательного медицинского страхования.
Отражение списанных с плательщика сумм страховых взносов, но не поступивших на транзитные счета фондов ОМС по вине банков, в отчете по форме N СО не предусмотрено. В строках 090 - 091 указываются суммы страховых взносов, доначисленные в Федеральный и территориальный фонды ОМС на основании актов по результатам документальных и камеральных проверок. Плательщики, не сдавшие расчетные ведомости в отчетном квартале, отражаются только в поступлениях (стр. 140 - 149). Плательщики, сдавшие расчетные ведомости в отчетном квартале за предыдущие периоды, отражаются следующим образом:
- в стр. 061 "ФОТ, с которого исчислены страховые взносы за отчетный квартал" и соответственно в стр. 081 "Начислено страховых взносов в отчетном квартале" (от стр. 061).
- за несвоевременно представленные расчетные ведомости по актам проведенных проверок сумма доначисленных страховых взносов отражается в стр. 091 "Доначислено страховых взносов в отчетном квартале".
Первый заместитель директора
Ю.Н.КРЮКОВ