См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 16 марта 2014 г. N 10-0877-КЛ

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") направляет для сведения и возможного учета в работе копию запроса ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.11.2013 N 08-0905-АГ и письмо Росреестра от 21.01.2014 N 14-00432/14 относительно возможности осуществления государственного кадастрового учета отдельных объектов, составляющих общее имущество в многоквартирном доме.

Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 21 января 2014 г. N 14-00432/14

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра (далее - Управление), рассмотрев письмо (далее - Письмо), сообщает.

Рекомендации относительно представления в орган кадастрового учета документов, в том числе необходимых для постановки на государственный кадастровый учет зданий, помещений, изложены в письмах Минэкономразвития России от 29.11.2013 N ОГ-Д23-15744, от 03.12.2013 N ОГ-Д23-15799, копии которых направлены в территориальные органы Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалы письмами Росреестра от 06.12.2013 N 14-исх/11371-ГЕ/13, от 24.12.2013 N 14-исх/11940-ГЕ/13.

Управление поддерживает изложенную в Письме позицию о принятии до вступления в силу приказа Минэкономразвития России, вносящего изменения в приказ Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке", решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", далее - Закон о кадастре) в случае отсутствия в составе документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного дома и расположенных в нем помещений, технических планов помещений.

Относительно возможности осуществления государственного кадастрового учета отдельных объектов, составляющих общее имущество в многоквартирном доме, сообщаем.

В соответствии с частью 4.1 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Статья 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет помещение как часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями.

Закон о кадастре устанавливает требование к помещениям, являющимся объектами государственного кадастрового учета (исходя из части 7 статьи 27 Закона о кадастре, помещение должно быть изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении).

В пункте 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, поименованы в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Аналогичным образом названное общее имущество поименовано в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Приказом Госстроя от 08.04.2013 N 113/ГС утверждены в том числе форма электронного паспорта многоквартирного дома и порядок ее заполнения.

В соответствии с разделом 7 "Сведения о техническом состоянии многоквартирного дома и проведении плановых и аварийных ремонтов" формы электронного паспорта многоквартирного дома:

к конструктивным элементам многоквартирного дома отнесены в том числе лестницы, подвалы, мусоропроводы;

к оборудованию, размещенному на внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома - в том числе лифты (включая шахты лифта).

Свод правил "Общественные здания и сооружения" СП 118.13330.2012, утвержденный приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, определяет:

лестничный марш как наклонную конструкцию, соединяющую горизонтальные площадки на разных уровнях, состоящую, как правило, из коссоуров с непрерывным рядом ступеней сверху;

лестничную клетку как пространство внутри здания, сооружения, как правило, с остекленными или открытыми наружными проемами, предназначенное для размещения лестниц.

Свод правил по проектированию и строительству "Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений" СП 31-108-2002, одобренный и введенный в действие постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 148, определяют мусоропровод как составную часть комплекса инженерного оборудования зданий, предназначенного для приема, вертикального транспортирования и временного хранения твердых бытовых отходов.

С учетом изложенного, по мнению Управления, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты не относятся к помещениям и, соответственно, не подлежат государственному кадастровому учету в качестве объектов недвижимости (помещений).

И.о. начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
И.В.ДОМРАЧЕВА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 29 ноября 2013 г. N 08-0905-АГ

О СОГЛАСОВАНИИ ПОЗИЦИИ

В Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") поступают обращения по вопросам постановки на государственный кадастровый учет многоквартирных домов и расположенных в них помещений.

Согласно ч. 4.1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей с 01.10.2013, далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Постановка на кадастровый учет объектов капитального строительства осуществляется на основании документов, предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре, в том числе на основании технического плана соответствующего объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 11 ст. 41 Закона о кадастре, технический план многоквартирного дома содержит информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.

Требования к подготовке технического плана здания утверждены приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" (далее - Требования).

В соответствии с проектом приказа Минэкономразвития России "О внесении изменений в форму технического плана здания и Требования к его подготовке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403" (далее - Проект) разделами технического плана здания предусмотрено отражение сведений о помещениях, расположенных в многоквартирном доме. Количество разделов "Характеристики помещения" должно соответствовать количеству помещений в многоквартирном доме.

Однако на данный момент указанные изменения не утверждены и в филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Филиалы) с 01.10.2013 поступают заявления о постановке на кадастровый учет зданий многоквартирного дома с приложением одновременно технического плана здания и технических планов помещений.

В тоже время, поступают заявления о постановке на кадастровый учет здания многоквартирного дома с приложением технического плана только здания.

По мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", с целью соблюдения ч. 4.1 ст. 25 Закона о кадастре, постановку на кадастровый учет здания многоквартирного дома, ввиду отсутствия утвержденной формы технического плана многоквартирного дома, необходимо осуществлять на основании заявления о постановке на кадастровый учет здания многоквартирного дома с приложением одновременно технического плана здания многоквартирного дома и технических планов всех помещений, расположенных в таком многоквартирном доме.

При этом предоставление заявлений о постановке на кадастровый учет помещений не требуется, так как согласно изменениям в формы заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529, представленных в проекте приказа Минэкономразвития России "О внесении изменений в отдельные приказы Минэкономразвития России", оформление одного заявления для постановки на кадастровый учет нескольких объектов недвижимости допускается в случае постановки на кадастровый учет многоквартирного дома и помещений в нем.

В случае поступления заявления о постановке на кадастровый учет здания многоквартирного дома с приложением технического плана только здания, по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", целесообразно приостанавливать кадастровый учет на основании п. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре и рекомендовать предоставить технические планы помещений, расположенных в таком многоквартирном доме.

Одновременно сообщаем, что при постановке на кадастровый учет здания многоквартирного дома и расположенных в нем помещений, у органа кадастрового возникает следующий вопрос.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Часть 4.1 ст. 25 Закона о кадастре обязывает орган кадастрового при постановке на учет многоквартирного дома осуществлять постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).

Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Межквартирные лестничные площадки и лестницы, составляющие общее имущество в многоквартирном доме, не являются изолированными и обособленными (так как через такие помещения осуществляется доступ в другие помещения (квартиры)).

Учитывая изложенное, вправе ли орган кадастрового учета отказать в постановке на кадастровый учет помещений, составляющих общее имущество в многоквартирном доме, но не являющихся изолированными (обособленными) по отношению к другим помещениям.

ФГБУ "ФКП Росреестра" в рамках исполнения п. 11 Протокола оперативного совещания у руководителя Росреестра Н.Н. Антипиной от 06.12.2012 N 44 просит согласовать позицию по вышеуказанным вопросам (либо выразить позицию Росреестра) с целью формирования единой правоприменительной практики.

Директор
А.В.ГОЛИКОВ