См. Документы Федеральной службы по финансовому мониторингу
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ПИСЬМО
от 29 августа 2012 г. N 1775/06-06
ОБ УВЕДОМЛЕНИИ
НОТАРИУСОМ ОРГАНА РОСФИНМОНИТОРИНГА О СДЕЛКАХ
И ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ
В связи с обращением по вопросу о правомерности уведомления органа Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) о сделках и финансовых операциях, осуществляемых при участии нотариуса, сообщаю.
Как правильно отмечено в обращении, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (пункт 2 статьи 7.1) на нотариусов возложена обязанность уведомлять уполномоченный орган Росфинмониторинга о следующих сделках или финансовых операциях, подготовленных и осуществленных при участии нотариуса:
- сделки с недвижимым имуществом;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.
При этом для сведений, относимых законодательством Российской Федерации к нотариальной тайне, в отличие от сведений, составляющих адвокатскую тайну, законодатель не предусмотрел никаких исключений из рассматриваемого правила.
В связи с этим, Федеральная нотариальная палата полагает, что обязанность нотариуса уведомлять уполномоченный орган Росфинмониторинга о соответствующей сделке и финансовой операции распространяется на сведения, ставшие известными нотариусу в связи с совершением нотариальных действий.
Вместе с тем, представляется важным обратить внимание на то, что уведомление органа Росфинмониторинга должно производиться нотариусом только при наличии у него каких-либо оснований полагать, что рассматриваемые сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В отношении усматриваемой коллизии правовых норм Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (статья 5) и Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (статья 7.1) представляется необходимым отметить следующее.
Норма статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате определяет, кому в порядке исключения из общего правила о неразглашении сведений, составляющих нотариальную тайну, нотариус должен выдавать справки о совершенных им нотариальных действиях. При этом органы Росфинмониторинга в качестве лиц, имеющих право получения от нотариусов сведений о нотариальных действиях, в данной норме не упомянуты.
Однако принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 05.10.2000 N 199-О, постановление от 29.06.2004 N 13-П, определение от 15.05.2007 Ю71-О-П и др.) о признании приоритета в случае коллизии норм равной юридической силы, регулирующих одни и те же общественные отношения, последующего закона (принятого позднее по времени) и закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (специального закона), на наш взгляд, вряд ли можно говорить о приоритете применения в рассматриваемом случае нормы статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" устанавливается правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях предупреждения, выявления и пресечения соответствующих противоправных деяний. Данный Федеральный закон регламентирует отношения, связанные с осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом, и устанавливает меры по контролю органами Росфинмониторинга за проведением указанных операций. Рассматриваемая сфера правового регулирования, по мнению Федеральной нотариальной палаты, не относится к вопросам законодательства о нотариате. Таким образом, в сфере регулирования рассматриваемых правоотношений специальным следует считать Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Президент палаты
М.И.САЗОНОВА