См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 3 ноября 2009 г. N КЕ-20-1/1657
О СОКРАЩЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФНС России в соответствии с пунктом 1 резолюции заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации С.С. Собянина от 28.10.2009 N СС-П16-6238 к поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 22.10.2009 N ИШ-П13-6129 по вопросам сокращения административных ограничений предпринимательской деятельности сообщает следующее.
По вопросу обеспечения перехода на обращение с электронными формами документов с использованием электронной цифровой подписи.
В соответствии с Планом перехода на оказание государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р, предусмотрено оказание Федеральной налоговой службой 18 государственных услуг.
1. ФНС России проводит работу по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС). Представление отчетности по ТКС:
- обеспечивает максимальную автоматизацию процесса приема и ввода;
- сводит к минимуму ошибки за счет процедур автоматизированного контроля как у налогоплательщиков, так и в налоговых органах;
- не требует личного контакта налогоплательщика или его представителя с налоговыми органами;
- позволяет полностью отказаться от бумажных носителей и не требует ведения бумажного архива;
- обеспечивает оперативность ввода и обработки данных.
Одновременно ФНС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктами 1 и 2 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, индивидуальный предприниматель - физическое лицо, представляющий отчетность через уполномоченного представителя, обязан нотариально удостоверить доверенность на осуществление полномочий, что потребует от него временных и материальных затрат.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие специальные режимы, при сдаче отчетности по ТКС пользуются услугами уполномоченных представителей. При этом по информации, поступающей из территориальных налоговых органов, необходимость нотариального заверения доверенности, а следовательно, дополнительных трат, становится препятствием для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей представлять отчетность по ТКС.
В связи с вышеизложенным ФНС России считает целесообразным в целях совершенствования государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса для упрощения процедуры исполнения налоговых обязательств исключить для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей необходимость нотариального заверения доверенности при представлении отчетности через уполномоченного представителя.
2. Территориальные органы ФНС России предоставляют государственные услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и по предоставлению из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Порядок представления документов для государственной регистрации в электронном виде Правительством Российской Федерации не определен.
Таким образом, для реализации возможности представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в электронном виде необходимо принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем указанный нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации может быть принят после законодательного урегулирования вопросов, связанных с выдачей ЭЦП каждому физическому лицу, а также с определением статуса электронного документа.
Кроме того, для решения вопроса о возможности использования ЭЦП нотариуса на заявлениях, уведомлениях и сообщениях, представляемых в регистрирующий орган, представляется целесообразным внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и привлечение к участию в работе Федеральной нотариальной палаты.
Решение аналогичных вопросов требуется и в отношении предоставления из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений и документов в электронном виде по запросам, направленным заинтересованными лицами по информационной сети Интернет.
3. В целях обеспечения перехода к электронному документообороту в ФНС России Приказом от 29.01.2009 N ММ-7-6/37@ создана рабочая группа по проведению пилотного проекта по созданию системы составления и выставления счетов-фактур. Отчет о проведении пилотного проекта, с учетом выявленных недостатков, направлен в Минфин России письмом от 17.07.2009 N МН-20-6/978.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ФНС России разработан график проведения мероприятий, создающих условия для внедрения в 2010 году системы электронного документооборота счетов-фактур (поручение от 13.08.2009 N КА-П13-4602). ФНС России письмом от 23.09.2009 N МН-20-6/1411 направила в Минфин России проект графика, включающего весь комплекс мероприятий, выполнение которых необходимо для полномасштабного внедрения в обращение электронных счетов-фактур.
Соответствующий график утвержден поручением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N КА-П13-5997. В настоящее время ФНС России в соответствии с указанным графиком участвует в мероприятиях, направленных на создание условий для внедрения в делопроизводство электронного документооборота счетов-фактур.
Дополнительно необходимо отметить, что обязательными условиями для создания системы электронного документооборота счетов-фактур являются построение сети удостоверяющих центров и использование всеми участниками электронно-цифровой подписи, а также утверждение счета-фактуры как первичного учетного документа.
ФНС России приняла участие в рассмотрении проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О бухгалтерском учете", направленного на законодательное закрепление электронного оборота счетов-фактур и первичных учетных документов, подготовленного рабочей группой, образованной при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Замечания и предложения ФНС России направлены в Государственную Думу Российской Федерации письмом от 26.10.2009 N ММ-19-6/164.
В ФНС России на базе одного территориального налогового органа (Приказ ФНС России от 02.07.2009 N ММ-7-6/356@) осуществляется пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, предусматривающего представление, прием и обработку документов в электронном виде на съемных носителях с электронно-цифровой подписью, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
В Минтранс России письмом ФНС России от 15.04.2009 N ШС-20-3/473 направлены предложения в состав межведомственной рабочей группы по вопросу внедрения в Российской Федерации технологии электронного оформления грузовых авиаперевозок.
По вопросу реализации принципа "одного окна", осуществляемого в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
В соответствии с Планом перехода на оказание государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р, ФНС России планирует реализовать ряд первоочередных и массовых общественно значимых государственных услуг в электронном виде на федеральном уровне через Единый портал государственных услуг.
Непосредственное предоставление государственных услуг через МФЦ не может приравниваться к исполнению государственной функции, возложенной на ФНС России и ее территориальные органы в соответствии с Кодексом и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и будет создавать дополнительные административные ограничения для предпринимательской деятельности, что противоречит принципу "одного окна". Также в связи с ограниченностью людских ресурсов выделение отдельных специалистов не предполагается.
Вместе с тем на базе МФЦ возможно предоставлять услугу по информированию налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, регулирующих налоговые отношения; о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; о порядке исчисления и уплаты налогов, в том числе имущественных налогов физических лиц; о формах, форматах, порядке и сроках предоставления налоговых деклараций (расчетов); о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и об изменениях указанных реквизитов; о сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.
Указанные выше услуги по информированию целесообразно предоставлять путем размещения на стендах МФЦ информационных материалов, обеспечения доступа налогоплательщиков к сайтам ФНС России и управлений ФНС России на гостевых компьютерах и возможности распечатывать информацию, а также с использованием телефонной автоматизированной связи "горячая линия".
По вопросу расширения применения уведомительного порядка государственной регистрации в отношении отдельных видов некоммерческих организаций.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации, которая осуществляется в пятидневный срок и обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в регистрации и отсутствием у регистрирующих (налоговых) полномочий по проведению правовой экспертизы представляемых документов.
Территориальные налоговые органы принимают решения о государственной регистрации коммерческих организаций, создаваемых в определенных организационно-правовых формах, и некоммерческих организаций - потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.
В отношении остальных некоммерческих организаций их государственная регистрация осуществляется с учетом специального порядка, заключающегося в том, что решение о государственной регистрации принимается Министерством юстиции Российской Федерации (его территориальными органами), а налоговые органы вносят соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
При этом ФНС России как уполномоченный регистрирующий орган не располагает информацией, служащей основанием для вывода из-под действия специального порядка каких-либо некоммерческих организаций, решения о регистрации которых принимает Минюст России (его территориальные органы).
По вопросу исключения требований о предоставлении информации из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за плату сообщается, что полномочия по определению размера платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов отнесены к ведению Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Одновременно сообщается, что по коду бюджетной классификации "Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" за предоставление только центральным аппаратом ФНС России сведений в электронном виде в федеральный бюджет поступило за 2008 год 60430 тыс. руб., что на 55% больше по сравнению с 2007 годом (39045 тыс. руб.).
По иным вопросам, находящимся в компетенции Правительственной комиссии по проведению административной реформы, ФНС России считает необходимым отметить следующее.
В настоящее время ФНС России является уполномоченным органом по лицензированию отдельных видов деятельности:
- по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- по изготовлению защищенной полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.
Вместе с тем в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В этой связи ФНС России считает целесообразным рассмотреть вопрос о передаче указанных функций соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
В целях обеспечения прозрачности управленческих процессов, повышения качества предоставления государственных услуг в ФНС России разработано семнадцать административных регламентов исполнения государственных функций.
По состоянию на 02.11.2009 утверждено и внедрено 7 административных регламентов, десять административных регламентов находятся в стадии доработки и согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Принятые административные регламенты устанавливают последовательность административных процедур и административных действий сотрудников налоговых органов, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие ФНС России с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции (оказании государственных услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также жестко регламентируют сроки их административных процедур.
Вместе с тем сообщается, что регламенты по осуществлению контроля и надзора за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, а также по пломбированию (опечатыванию) автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции необходимо исключить из перечня регламентов, ответственной за разработку которых определена Федеральная налоговая служба.
Данные регламенты были разработаны ФНС России и представлены на рассмотрение Правительственной комиссии. При этом регламент по пломбированию рекомендован к утверждению (протокол заседания от 27.05.2009 N 89).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N 810 функции по регулированию алкогольного рынка, закрепленные ранее за ФНС России, передаются Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка с 19 октября и 10 ноября соответственно.
Таким образом, разработку регламентов по указанным функциям целесообразно поручить Росалкогольрегулирования.
В рамках реализации мероприятий по стандартизации и регламентации предоставления государственных услуг ФНС России проводится мониторинг состояния внедрения утвержденных административных регламентов.
Так, в 2009 году обобщена и проанализирована информация территориальных налоговых органов о ходе внедрения административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по выдаче специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации за период с 29.06.2008 по 01.01.2009. Результаты анализа показали, что с момента введения административного регламента нарушений сроков при исполнении функции по выдаче марок, определенных положениями указанного регламента, не отмечено; соблюден порядок информирования о правилах исполнения государственной функции по выдаче федеральных специальных марок.
В ходе анализа выявлено также отсутствие жалоб на действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) налоговых органов со стороны лиц (организаций), для которых исполняется данная государственная функция, и, как результат, отсутствие судебных разбирательств по вопросам выдачи федеральных специальных марок.
Проведен анализ практики применения административного регламента по исполнению ФНС России государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения.
По итогам проведенного анализа подготовлены и направлены в Минфин России (письмо от 15.07.2009 N 3-0-05/158) предложения ФНС России по внесению изменений в указанный административный регламент.
Заместитель Руководителя
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Е.В.КОЗЛОВА