См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 октября 2005 г. N 19-4-03/000123@
О ПРОВЕДЕНИИ ЗАЧЕТОВ (ВОЗВРАТОВ)
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства рассмотрело запрос УФНС России по Удмуртской Республике и сообщает.
1. Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О разъясняет следующее: "В отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж".
Таким образом, положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н, администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 25 указанного закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Однако действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) и порядок его проведения.
Учитывая изложенное, правовых оснований для проведения зачета недоимки страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в счет переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, в действующем законодательстве Российской Федерации не имеется.
В настоящее время в Министерство финансов Российской Федерации направлены соответствующие предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
2. С 1 января 2005 года порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины регулируется как общими правилами, установленными статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так и правилами, установленными статьей 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" НК РФ.
Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 47н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н" Федеральная налоговая служба определена администратором государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое оплачена государственная пошлина. К заявлению прилагается решение, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачена государственная пошлина.
Решение о возврате плательщику государственной пошлины должен принимать орган и (или) должностное лицо, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина, с дальнейшим направлением этого решения в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена государственная пошлина. Таким образом, решение о возврате государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дел в судах в январе - марте 2005 года, принимает соответствующий суд.
В отношении государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах, уплаченной до 01.01.2005 сообщаем, что возврат указанной государственной пошлины может производиться налоговым органом как в соответствии со статьями 78 и 79 НК РФ - по месту постановки на учет налогоплательщика, так и в соответствии со статьей 333.40 НК РФ - по месту совершения действия.
Начальник Управления
урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства
С.Н.ХУРСЕВИЧ