См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 26 января 2005 г. N 22-3-11/073@

О ПРИМЕНЕНИИ ККТ

Федеральная налоговая служба сообщает.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) все субъекты ответственности, которые могут привлекаться к административной ответственности, определяются одним термином - "лицо". В главах и статьях КоАП РФ, детализирующих виды правонарушений, области применения КоАП РФ, меры вины и ответственности за совершенные правонарушения, это понятие дифференцируется на юридических и физических лиц, которые в свою очередь состоят из должностных лиц и граждан.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Исходя из положений настоящей статьи, к административной ответственности может быть привлечено любое из перечисленных "лиц" либо в совокупности, в зависимости от обстоятельств, установленных проверкой и повлекших правонарушение.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Например, при отсутствии контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в торговой точке, принадлежащей юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, где она должна применяться в соответствии с законодательством о ККТ, вина юридического лица и индивидуального предпринимателя очевидна, в то время как вина продавца-кассира в этом случае практически не доказуема и привлечение его к административной ответственности не усматривается.

Вместе с тем, при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении требований законодательства о ККТ, при установлении факта неприменения ККТ и обоснованных доказательств его совершения, к административной ответственности в виде взыскания штрафа могут быть привлечены гражданин (продавец-кассир), должностное лицо и само юридическое лицо.

О необходимости одновременного привлечения к ответственности юридического лица за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ, вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником, указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 N 4554/04.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 285 в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники, утверждено Федеральное агентство по промышленности. Поэтому взамен исключенных из Государственного реестра моделей ККТ, используемых в такси, в реестр будут включаться модели ККТ, определяемые Федеральным агентством по промышленности. Информация о соответствующих решениях Федерального агентства по промышленности будет доводиться по мере их принятия.

Правонарушения, выразившиеся в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включены в главу 15 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг".

Статьей 15.1 КоАП РФ установлено, что совершение указанных нарушений, выразившихся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административных штрафов.

Указанные нарушения относятся к правонарушениям в области финансов, вследствие чего административное взыскание в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. При этом КоАП РФ не содержит понятия длящегося правонарушения.

Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации до сих пор лежит на должностных лицах учреждений банка. На налоговые органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение штрафов, предусмотренных статьей 15.1 КоАП РФ, по сведениям, предоставляемым банками.

В этой связи МНС России были согласованы подготовленные Минфином России законопроекты о внесении дополнений в налоговое и административное законодательство, предусматривающие наделение налоговых органов правом проводить проверки соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Однако до настоящего времени такие изменения не приняты.

Что касается процессуальных требований по соблюдению сроков при составлении протокола об административных нарушениях по статьям 14.5 и 15.1 КоАП РФ, то в практической работе следует придерживаться позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2003 N 10964/03, согласно которой "само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса".

В статье 28.7 КоАП РФ оговорены случаи, при которых возможно проведение административного расследования. В случаях выявления административного правонарушения в области законодательства о ККТ проведение административного расследования данной статьей не предусмотрено.

При проведении налоговыми органами контрольных мероприятий в сфере применения ККТ требования "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" следует использовать в части применительно к перечню случаев, которые приведены в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31.07.2003 N 16.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
С.Н.ШУЛЬГИН