См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 15 марта 2019 г. N БС-4-21/4696@

О ПРАВОМЕРНОСТИ
ОТНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ФГКУ "УЛХИП",
К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ, ИЗЪЯТЫМ ИЗ ОБОРОТА

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и руководства в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.03.2019 N 03-05-04-02/14999 и заключения Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 23.07.2018 N Д23и-3996) и Министерства обороны Российской Федерации (письмо от 27.02.2019 N 141/5550) по вопросу правомерности отнесения земельных участков, предоставленных Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доведите настоящее разъяснение до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 марта 2019 г. N 03-05-04-02/14999

Департамент налоговой и таможенной политики на письмо направляет заключения Минэкономразвития России и Минобороны России по вопросу правомерности отнесения земельных участков, предоставленных ФГКУ "УЛХИП", к земельным участкам, изъятым из оборота.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2018 г. N Д23и-3996

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение об отнесении земельных участков, предоставленных ФГКУ "УЛХИП" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к земельным участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, и в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона разъяснение (толкование) федерального закона, должно осуществляться равно как и принятие, подписание и обнародование актов законодательного органа, то есть с обязательным соблюдением требований статей 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов.

Одновременно обращаем внимание, что исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", письма Минэкономразвития России не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, изъятые из оборота).

При определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".

Вместе с тем согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, является Минобороны России.

Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и изданному в его развитие постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны России является федеральным органом исполнительным власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Учитывая изложенное, рассмотрение вопроса об отнесении рассматриваемых земельных участков к ограниченным в обороте в части соответствия критериям, установленным пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса, относится к компетенции Минобороны России.

Отдельно отмечаем, что Минэкономразвития России неоднократно поднимался вопрос о совершенствовании норм Налогового кодекса Российской Федерации и установлении однозначных критериев налогообложения земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности.

При этом согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.

Директор Департамента недвижимости
А.И.БУТОВЕЦКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 февраля 2019 г. N 141/5550

В Департаменте имущественных отношений Минобороны России (далее - Департамент) по поручению рассмотрено обращение о предоставлении позиции по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России (далее - ФГКУ "УЛХиП") в постоянное (бессрочное) пользование, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности (ограниченными в обороте), либо занятым зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (изъятыми из оборота) и сообщается.

В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 110, Департамент является центральным органом военного управления и непосредственно подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию расквартирования войск (сил), жилищного и медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово-экономической деятельности.

ФГКУ "УЛХиП" непосредственно подчиняется Департаменту и осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Осуществление уставных целей учреждения непосредственно связано с подготовкой и поддержанием в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - Порядок) за Минобороны России закреплены леса, расположенные на землях обороны по состоянию на 1 января 1998 г., с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.

При этом под закреплением лесов понималась их передача по актам о передаче (приемке) лесов, утвержденных совместными приказами Минприроды и Минобороны России (приказы Минприроды и Минобороны России от 15.03.1999 N 56/101, от 13.04.1999 N 86/136 и от 15.12.2000 N 555/592).

Согласно пункту 4 Порядка закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны.

Также необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение).

Запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность в целях обеспечения обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов, а также безопасности эксплуатации военных объектов, хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения.

При этом в Положении содержится открытый перечень военных объектов в отношении которых может быть установлена запретная зона.

По мнению Департамента к данным объектам относятся и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны. Указанная позиция неоднократно высказывалась судами при рассмотрении дел, связанных с установлением запретных зон военного объекта в отношении лесничеств Минобороны России (решения Тамбовского районного суда от 15.07.2017 по делу N 2А-1115/2017, Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-254135/16-33-2141, Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2018 по делу N А51-26218/2017 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2017 по делу N А40-160776/2016 и Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А51-11434/2017).

В настоящее время запретные зоны установлены в 28 лесничествах Минобороны России.

Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 18 октября 2016 г. N 303-КГ-13304, доказательствами отнесения земельных участков к землям изъятым из оборота могут служить не только факты, подтверждающие непосредственное размещение на них Вооруженных Сил Российской Федерации, но и установление в отношении их запретной зоны, а также их непосредственное использование в целях обеспечения обороны.

С учетом изложенного земельные участки, предоставленные ФГКУ "УЛХиП" в постоянное (бессрочное) пользование, относятся к земельным участкам изъятым из оборота, и следовательно не подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Врио директора
Департамента имущественных отношений
С.МИХАЙЛОВ