См. Документы Федеральной таможенной службы

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 января 2010 г. N 01-11/3425

О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПО ВЫЯВЛЕННЫМ СЛУЧАЯМ НЕВОЗВРАТА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

В связи с обращениями таможенных органов по вопросам квалификации преступлений по выявленным случаям неисполнения участниками внешнеэкономической деятельности требований Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) сообщаем следующее.

Согласно положениям п. 1 ст. 19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары;

- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары.

В случае нарушения срока возврата средств в иностранной валюте, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), при причинении материального ущерба, превышающего 5 миллионов рублей, наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 193 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

При этом необходимо учитывать, что срок исполнения обязательств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.

В тех случаях, когда руководитель одной организации-резидента, действующий на основании утвержденного устава организации, не обеспечивает выполнение требований, установленных ч. 1 ст. 19 Закона по репатриации резидентами иностранной валюты, его противоправные действия в рамках заключенных им различных внешнеторговых договоров (контрактов) могут быть квалифицированы по ст. 193 УК РФ в совокупности только при наличии достаточных данных, подтверждающих взаимосвязь между соответствующими нерезидентами-контрактодержателями, а также в случае, если данные действия были охвачены единым умыслом.

Кроме того, представление лицом, действующим от имени организации-резидента, в уполномоченный банк Российской Федерации либо в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" копий фиктивных грузовых таможенных деклараций в качестве документов, подтверждающих факты перемещения на территорию Российской Федерации товаров, может дополнительно квалифицироваться по ч. 3 ст. 327 УК РФ в случаях, если такие копии заверены и содержат реквизиты принявшего их таможенного органа, а также предоставляют права или освобождают от обязанности.

При решении вопроса о квалификации деяния по ст. 173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившего крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ.

Вместе с тем схема перевода денег за пределы Российской Федерации посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой "фирмы", так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований Закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к настоящей работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.

Руководитель
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ