См. Документы Государственного таможенного комитета Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 сентября 2003 г. N 01-06/34440

О ПОСТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14.07.2003 N 12-П

Своим Постановлением от 14 июля 2003 года N 12-П (далее - Постановление) по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (опубликовано в "Российской газете", N 150, 29.07.2003) Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что:

- положения пункта 1 статьи 164 и пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, как закрепляющие обязательность представления налогоплательщиком в налоговые органы документов согласно установленному перечню для подтверждения применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта судами через морские порты, а также работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке таких товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, не противоречат Конституции Российской Федерации;

- положения абзаца четвертого подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему смыслу в общей системе правового регулирования оно не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком - для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию.

В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

ГТК России издан Приказ от 21.07.2003 N 806 "Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)", в котором полностью учтены требования Постановления. Приказ зарегистрирован Минюстом России 14.08.2003, рег. N 4979 и опубликован в "Российской газете" от 21.08.2003 N 165. До вступления в силу указанного Приказа, а именно до 21 сентября 2003 года, следует руководствоваться данными рекомендациями.

В целях установления единообразного порядка применения таможенными органами Российской Федерации Постановления направляем его копию (приложение 1) и рекомендации по вопросам, касающимся порядка его применения (приложение 2).

Статс-секретарь -
заместитель
председателя Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ

Приложение 2
к письму ГТК России
от 04.09.2003 N 01-06/34440

1. В соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации лица, имеющие право на применение налоговой ставки 0 процентов, для обоснования этого права представляют в налоговые органы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в мотивировочной части Постановления указал, что положения подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации по своему смыслу в общей системе правового регулирования не исключают возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком - для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую информацию и относящихся к системе накладных.

Таким образом, лица, обращающиеся в таможенные органы за подтверждением фактического вывоза товаров через морские порты, вместо коносамента могут представлять иные транспортные, товаросопроводительные документы, содержащие такую же информацию, на которых после проверки факта вывоза должна проставляться отметка "Товар вывезен". Учитывая особенности, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, отметка "Товар вывезен" не требуется на поручении на отгрузку и коносаменте.

2. В соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации российские перевозчики, оказывающие услуги, по которым предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов, для обоснования своего права на возмещение НДС обязаны предоставить в налоговые органы таможенные декларации (их копии) с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товара, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации).

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что у организаций, оказывающих услуги по транспортировке товаров, таможенные декларации (их копии), представление которых требуется согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, имеются не во всех случаях, что приводит к возникновению споров между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с необходимостью подтверждения им права на получение возмещения суммы НДС с применением налоговой ставки 0 процентов. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации информация, содержащаяся в грузовой таможенной декларации, даже если она является конфиденциальной, может быть передана третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такими лицами являются перевозчики, а законодательным актом - Налоговый кодекс Российской Федерации. В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации сделал вывод о том, что таможенные органы - в силу конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, - обязаны представлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении ставки 0 процентов, а отказ в представлении такой копии может быть оспорен в судебном порядке.

Таким образом, при обращении перевозчиков, оказывающих услуги по транспортировке товаров, о предоставлении копий грузовых таможенных деклараций, для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении ставки 0 процентов таможенные органы должны изготавливать и предоставлять перевозчикам такие копии. При этом таможенные органы обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации о неразглашении информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, в том числе информации конфиденциального характера.