См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 сентября 1997 г. N ВК-6-11/641
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
ДИСТАНЦИИ ПУТИ ОТДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Госналогслужба России направляет для сведения и использования в работе постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающееся вопроса применения налога на добавленную стоимость при налогообложении дистанции пути отделения железной дороги.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
Приложение
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 1997 г. N 1348/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.10.96 по делу N 5/374 арбитражного суда Свердловской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Егоршинское отделение Свердловской железной дороги обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным предписания Государственной налоговой инспекции по городу Алапаевску Свердловской области от 27.03.96 N 96 о взыскании с Алапаевской дистанции пути Егоршинского отделения Свердловской железной дороги налога на добавленную стоимость, специального налога, штрафа и пеней на общую сумму 2481212800 рублей за октябрь - декабрь 1995 года и январь 1996 года.
Решением от 23.05.96 арбитражный суд удовлетворил иск в связи с тем, что Алапаевская дистанция пути не является налогоплательщиком по транспортным перевозкам.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.96 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением от 09.10.96 состоявшиеся судебные акты изменил, отказав в иске о признании недействительным предписания налоговой инспекции в части взыскания сумм налогов и финансовых санкций за октябрь - декабрь 1995 года, в остальной части решение и Постановление апелляционной инстанции оставил без изменения.
При этом кассационная инстанция исходила из того, что централизованная уплата налогов управлениями железных дорог за входящие в их состав предприятия железнодорожного транспорта по транспортным перевозкам установлена законодательством только с января 1996 года.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа отменить, оставив решение и Постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Свердловской области без изменения.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по городу Алапаевску Свердловской области в результате проверки установила, что Алапаевская дистанция пути Егоршинского отделения Свердловской железной дороги не включила в налогооблагаемый оборот суммы, поступившие от Управления Свердловской железной дороги за работы по содержанию пути в рабочем состоянии, в связи с чем предписанием к акту проверки от 22.03.96 N 119 предприятию предложено уплатить суммы недоимки по налогам и финансовых санкций.
Между тем в соответствии с пунктом 5 Положения "О Министерстве путей сообщения Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.93 N 19, доходы от перевозок, поступающие на доходные счета Министерства путей сообщения Российской Федерации, распределяются между железными дорогами.
Такой порядок формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок, в настоящее время установлен Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте".
С учетом этих особенностей формирования доходов Госналогслужба России в подпункте "т" пункта 34 инструкции от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" определила, что плательщиками налога на добавленную стоимость по транспортным перевозкам являются управления железных дорог и производственные объединения железнодорожного транспорта.
Данное правило в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" действует и при уплате специального налога.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.96 N 629 "О порядке уплаты налогов на прибыль, добавленную стоимость, а также иных обязательных платежей в бюджеты предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс" установлена обязанность управлений железных дорог по уплате налога на добавленную стоимость предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозочный процесс. Постановлением утвержден перечень таких предприятий, куда включены дистанции пути и отделения железных дорог.
Поскольку плательщиком налогов за весь проверенный период являлось Управление железной дороги, налоговая инспекция применила финансовые санкции к Алапаевской дистанции пути Егоршинского отделения Свердловской железной дороги неправомерно.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не имела оснований для изменения решения и Постановления апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.10.96 по делу N 5/374 арбитражного суда Свердловской области отменить.
Решение от 23.05.96 и Постановление апелляционной инстанции от 30.07.96 арбитражного суда Свердловской области по тому же делу оставить без изменения.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ