См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 1998 г. N ВК-6-11/98
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БАНКОВ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
ИНКАССОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.97 N 1409/97, касающееся отдельных вопросов применения мер финансовой ответственности к банкам за неисполнение инкассовых поручений налоговых органов.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена ответственность банка или кредитного учреждения за неисполнение (задержку) исполнения платежного поручения налогоплательщика.
Таким образом, налоговые органы не вправе применять к банкам или иным кредитным учреждениям ответственность, предусмотренную указанной статьей за неисполнение инкассовых поручений налоговых органов.
Такая ответственность могла быть применена к банку в соответствии с пунктом 24 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
Однако, учитывая, что с 20.05.96 пункт 24 названного Указа отменен пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", взыскание с банков пеней за задержку исполнения инкассовых поручений налоговых органов после 20.05.96 является неправомерным.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 1997 г. N 1409/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 29.10.96 и Постановление апелляционной инстанции от 17.12.96 Арбитражного суда Челябинской области по делу N 41/У-1312.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Акционерное общество "Коммерческий банк "Ураллига" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Калининскому району города Челябинска от 05.08.96 о взыскании с банка финансовых санкций за задержку исполнения платежных документов о перечислении в бюджет налоговых платежей.
Решением суда от 29.10.96 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.12.96 решение оставлено без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается вышеназванные судебные акты отменить и в иске отказать.
Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
При проверке своевременности исполнения истцом платежных документов о перечислении в бюджет налоговых платежей в период с 07.05.96 по 26.06.96 ответчиком установлена задержка исполнения инкассовых поручений налоговой инспекции от 28.02.96 N 1418 и N 1419 из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете клиента. Вместе с тем, не зачисляя на расчетный счет налогоплательщика денежные средства, поступавшие от третьих лиц в оплату за полученную продукцию (работу, услуги), банк направляет их на ссудный счет в погашение задолженности по кредиту.
По результатам проверки вынесено решение от 05.08.96, которым к истцу применены штрафные санкции в виде взыскания пеней, предусмотренных статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Однако вышеуказанная норма Закона предусматривает ответственность банков за несвоевременное исполнение платежных поручений налогоплательщиков. Ответственности за неисполнение инкассовых поручений налоговых органов данная норма не устанавливает. Такая ответственность могла быть применена к банку лишь согласно пункту 24 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней".
Учитывая, что с 20.05.96 пункт 24 названного Указа отменен пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", взыскание с банков пеней за задержку исполнения инкассовых поручений налоговых органов после 20.05.96 является неправомерным.
Поскольку зачисление денежных средств на ссудный счет, минуя расчетный счет налогоплательщика, и использование их в целях погашения обязательств по кредитному договору свидетельствует об искусственном создании ситуации с отсутствием денег на расчетном счете клиента, взыскание с истца пеней за период с 07.05.96 до 20.05.96 следует признать обоснованным, поэтому иск в этой части удовлетворению не подлежит. В остальной части решение об удовлетворении иска является правильным.
В связи с необходимостью уточнения расчета финансовых санкций, предъявленных за период с 07.05.96 до 20.05.96, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 29.10.96 и Постановление апелляционной инстанции от 17.12.96 Арбитражного суда Челябинской области по делу N 41/У-1312 о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Калининскому району города Челябинска от 05.08.96 в части взыскания пеней за период с 07.05.96 по 20.05.96 отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение.
В остальной части названные судебные акты оставить в силе.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ