См. Документы Федерального казначейства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 5 февраля 2015 г. N 07-04-05/09-83
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 44-ФЗ
Федеральное казначейство в связи с поступающими запросами от территориальных органов Федерального казначейства направляет разъяснения по отдельным вопросам применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
1. По вопросу возмещения коммунальных затрат в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменена редакция пункта 23 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ. С 31.12.2014 возможно заключение контракта с единственным исполнителем на оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
В этой связи возмещение коммунальных затрат должно осуществляться путем заключения контракта на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, если соответствующие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
2. По вопросу о порядке заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся аукциона в электронной форме.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ) при заключении контракта в соответствии с частями 1 - 3.1 статьи 71 Федерального закона N 44-ФЗ согласование заключения контракта с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, с 31.12.2014 не требуется. Контракт в таком случае с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в сроки, установленные статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. По вопросам об указании в заявках на участие электронных аукционах информации о месте происхождения товара и производителе товара.
В редакции Федерального закона N 44-ФЗ, действующей до 31.12.2014, предусматривалось, что участником электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе должны указываться наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, в связи с чем на практике возникли многочисленные проблемные вопросы о соотношении норм Федерального закона N 44-ФЗ и гражданского законодательства о средствах индивидуализации товаров.
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 07.07.2014 N Д28и-1194 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" было разъяснено, что в случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара.
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон N 44-ФЗ. Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ, в заявке на участие в электронном аукционе, проводимом после 31.12.2014, вместо наименования места происхождения товара или наименования производителя товара должно указываться наименование страны происхождения товара.
4. По вопросам об установлении в контрактах условий об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При установлении условий об ответственности сторон контракта Федеральное казначейство полагает необходимым обратить внимание на следующее.
Правилами установлены различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта, при этом цена контракта на момент подготовки проекта контракта, прикладываемого к извещению и документации о закупке, заказчику неизвестна. В этой связи заказчику целесообразно в соответствующем проекте контракта предусматривать все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного утвержденными обязательства, контрактом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила), для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, с указанием, что фиксированная сумма штрафа в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ будет указана заказчиком при заполнении проекта контракта в зависимости от его окончательной цены.
С учетом складывающейся практики необходимо прописывать в контрактах порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Правилами (пункты 6 - 8).
Кроме того, с учетом норм статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ и положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 331) включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления конкретных размеров штрафа, пени не будет являться надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Обращаем внимание, аналогичная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".