См. Документы Федерального казначейства
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 24 июня 2016 г. N 07-04-05/09-466
Федеральное казначейство в связи с поступающими вопросами по правовому сопровождению юридическими отделами территориальных органов Федерального казначейства (далее - территориальные органы) контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"), а также в целях выработки единого подхода правового сопровождения контрольных мероприятий, уменьшения рисков отмены результатов контрольных мероприятий при обжаловании в судебном (досудебном) порядке и недопущения случаев принятия решений, нарушающих права и законные интересы объектов контроля, сообщает.
Под правовым сопровождением контрольных мероприятий понимается оказание сотрудниками юридических отделов территориальных органов правовой помощи членам проверочных (ревизионных), инспекторских групп, в том числе подготовка заключений (разъяснений) на поступившие от руководителей проверочных (ревизионных) инспекторских групп запросы и осуществление правовой экспертизы проектов следующих документов, подготавливаемых рамках контрольных мероприятий:
проекты правовых актов территориальных органов о назначении и проведении контрольных мероприятий;
проекты актов проверок (ревизий) в финансово-бюджетной сфере;
проекты представлений, предписаний, предупреждений;
проекты уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
проекты писем проверяемым организациями, правоохранительным органам и в иные органы государственной власти за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа.
При осуществлении правового сопровождения контрольных мероприятий полагаем необходимым руководствоваться следующим.
1. Проведение правовой экспертизы проектов правовых актов территориальных органов о назначении и проведении контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с разделом II Порядка проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.12.2013 N 297 (далее - Порядок N 297), в части юридической техники, а также с учетом следующих особенностей.
1.1. При проведении правовой экспертизы проектов правовых актов территориальных органов о назначении и проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере проверяется:
наличие сведений о наименовании объектов контроля, о проверяемом периоде при последующем контроле, темах контрольных мероприятий, об основаниях проведения контрольных мероприятий, о составе должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, о сроке проведения контрольных мероприятий, а также о наличии перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий;
соответствие и согласованность вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольных мероприятий, с полномочиями территориального органа по контролю в финансово-бюджетной сфере, а также с темами контрольных мероприятий и основаниями их проведения.
1.2. При проведении правовой экспертизы проектов правовых актов территориальных органов о назначении и проведении проверок в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", проверяется:
наличие правовых оснований для проведения проверок, сведений о дате начала и окончания проведения проверок, сроках их проведения, о составе должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, о привлекаемых к проведению проверок экспертах, представителей экспертных организаций, а также о целях, задачах, предмете проверок;
наличие сведений о перечне мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверок, а также перечень документов, представление которых необходимо для их достижения;
наличие наименований аудиторских организаций, в которых проводятся проверки (в том числе при назначении проверки аудиторской организации в части деятельности ее филиала), основного регистрационного номера аудиторских организаций в реестрах аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, перечень филиалов в ее составе (в случае наличия);
соблюдение полномочий территориального органа, в частности, при формировании целей, задач и предмета проверок.
2. При проведении правовой экспертизы проектов актов проверок (ревизий) в финансово-бюджетной сфере проверяется:
согласованность сведений, изложенных в описательных и заключительных частях проектов актов проверок (ревизий) в финансово-бюджетной сфере;
наличие в проектах актов проверок (ревизий) необходимой и исчерпывающей информации, позволяющей оценить обоснованность содержащихся в них выводов;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты, в том числе, при описании нарушений, изложенных в проектах актов проверок (ревизий) в финансово-бюджетной сфере.
3. При проведении правовой экспертизы проектов представлений, предписаний, предупреждений проверяется:
соблюдение сроков для направления представлений, предписаний, предупреждений;
соответствие проектов представлений, предписаний решению, принятому руководителем (заместителем руководителя) территориального органа относительно реализации результатов контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты при составлении проектов представлений, предписаний, предупреждений;
правомерность и корректность требований, содержащихся в проектах представлений, предписаний, предупреждений, а также соблюдение полномочий территориального органа при подготовке проектов перечисленных документов.
Исходя из положений пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, объекту контроля могут направляться как предписания, так и представления.
При этом предписания и представления подготавливаются, оформляются и направляются в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
Следует отметить, что при указании срока исполнения предписания или представления необходимо учитывать возможность устранения объектом контроля нарушений в установленные сроки с учетом положений нормативных (правовых) актов, устанавливающих порядок исполнения действий, предписываемых объекту контроля.
Целесообразно указывать срок исполнения представления или предписания отдельно по каждому требованию, срок информирования о результатах исполнения предписания или представления также указывается отдельно.
4. При проведении правовой экспертизы проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, подготовленных в ходе осуществления территориальным органом внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, проверяется:
согласованность сведений, изложенных в актах проверок (ревизий) и проектах уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
наличие в проектах уведомлений о применении бюджетных мер принуждения исчерпывающей информации относительно допущенных бюджетных нарушений;
наличие правовых оснований для направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
наличие оснований для применения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением;
корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, в том числе при квалификации бюджетных нарушений, изложенных в проектах уведомлений о применении бюджетных мер принуждений.
5. Проведение правовой экспертизы проектов писем проверяемым организациям, правоохранительным органам и иным органом государственной власти за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа осуществляется в соответствии с разделом VIII Порядка N 297.
6. По результатам проведения правовой экспертизы проектов документов, подготавливаемых в рамках контрольных мероприятий, составляется заключение в соответствии с пунктами 4 или 5 раздела I Порядка N 297. При этом правовая экспертиза проекта актов проверок (ревизий) в финансово-бюджетной сфере завершается составлением заключения о соответствии (несоответствии) проекта документа, законодательству и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации без проставления виз сотрудников юридического отдела, включая начальника юридического отдела территориального органа, либо в период его отсутствия - лица, исполняющего его обязанности.
7. В рамках правового сопровождения контрольных мероприятий юридическими отделами территориальных органов осуществляется рассмотрение обращений руководителей проверочных (ревизионных), инспекторских групп, в случае возникновения вопросов правоприменения и описания действий, содержащих признаки нарушений, проверяемых организаций.
В обращениях должна содержаться полная информация о неопределенности в применении конкретных нормативных положений, описание действий проверяемых организаций, а также обоснованное мнение руководителей (членов) проверочных (ревизионных), инспекторских групп, и при наличии - позиция проверяемых лиц (объяснения ответственных должностных лиц проверяемых организаций).
По результатам рассмотрения обращений руководителей проверочных (ревизионных) инспекторских групп составляются заключения (разъяснения), оформленные в виде служебной записки.
При осуществлении правового сопровождения контрольных мероприятий сотрудники юридических отделов территориальных органов вправе запрашивать и знакомиться с материалами контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере.
Р.Е.АРТЮХИН