См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2004 г. N 23-1-12/31-1441
О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ НДС
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ БЕЛОРУССКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление международных налоговых отношений рассмотрело запрос о взимании НДС со стоимости геофизических работ, проводимых иностранной организацией на территории Российской Федерации, и сообщает.
Как следует из запроса, иностранная организация с постоянным местонахождением в Республике Беларусь, являясь субподрядчиком ООО, выполняет геофизические работы на территории Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость со стоимости выполненных работ был уплачен субподрядчиком на территории Республики Беларусь и принят к вычету ООО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со статьей 148 Кодекса в зависимости от их вида и других критериев, установленных данной статьей Кодекса.
Положения межгосударственных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, и национального законодательства Российской Федерации (в частности, статьи 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ), устанавливающие особенности взимания НДС между хозяйствующими субъектами России и Белоруссии, применяются только в области торговых отношений между этими государствами и не распространяются на порядок взимания косвенных налогов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) резидентами данных стран на их территориях.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что местом реализации работ признается территория Российской Федерации, если работы связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае белорусская организация выполняет геофизические работы, которые связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, местом их реализации признается территория Российской Федерации.
Таким образом, выручка, полученная иностранной организацией от реализации указанных работ, подлежит обложению НДС в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 173 Кодекса сумма НДС исчисляется и уплачивается налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса, налоговый агент, уплативший за налогоплательщика - иностранное лицо суммы НДС, имеет право на вычеты этих сумм в порядке, установленном статьями 171, 172 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, при выплате дохода белорусской организации за реализованные геофизические работы ООО было обязано удержать сумму НДС и перечислить ее в бюджет Российской Федерации.
Поскольку ООО не исполнило возложенные на него Кодексом обязанности налогового агента, принятие к вычету суммы НДС, уплаченной на территории Республики Беларусь, неправомерно.
Заместитель начальника
Управления международных
налоговых отношений
советник налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
Л.В.ПОЛЕЖАРОВА