См. Документы Министерства налогов и сборов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО
от 27 мая 2003 г. N 05-2-12/224-У386

О ЕДИНОМ СОЦИАЛЬНОМ НАЛОГЕ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев запрос и в дополнение к письму от 09.04.2003 N 05-02-12/56-М956, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. При этом указанные адвокатские образования (кроме адвокатского кабинета) признаются юридическими лицами.

Статьей 23 Федерального закона N 63-ФЗ определено, что адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор, в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона N 63-ФЗ ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенности указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 63-ФЗ установлено, что адвокатская деятельность, в том числе и в составе адвокатского бюро, осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.

Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Федерального закона N 63-ФЗ вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Статьей 9.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и до приведения своих организационно-правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона, коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные статьями 226 и 244 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями).

Из представленной копии проекта договора (соглашения) следует, что управляющий партнер адвокатского бюро заключил соглашение с доверителем от имени адвоката на оказание комплексной юридической помощи. В данном соглашении определен адвокат, являющийся партнером адвокатского бюро, который принял поручение по настоящему соглашению.

Таким образом, по мнению Министерства, по представленному соглашению юридическая помощь оказывается юридическим лицом, то есть Адвокатским бюро.

Пунктом 4.1 договора (соглашения), заключенным между двумя юридическими лицами предусмотрено, что Доверитель ежемесячно перечисляет на расчетный счет Адвокатского бюро вознаграждение Адвоката (за текущий месяц) сумму, определенную в этом договоре.

Следовательно, Адвокатское бюро, являющееся налоговым агентом, обязано исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы в отношении доходов адвокатов, которые формируются с учетом перечисленного вознаграждения, за минусом отчислений, устанавливаемых пунктом 7 статьи 25 Федерального закона, а именно средства на: общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов; содержание соответствующего адвокатского образования; страхование профессиональной ответственности; иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности. Конкретный размер дохода адвоката в составе адвокатского бюро может быть определен на основании документов.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций с 1 января 2002 года определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены в статье 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, поступившие на их содержание и ведение уставной деятельности безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, определены в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Подпунктом 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что к целевым поступлениям отнесены отчисления адвокатов на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро.

Следовательно, отчисления от адвокатов, учредивших адвокатское бюро и заключивших между собой договор в простой письменной форме, на содержание учрежденного бюро, являются целевыми поступлениями.

Согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ целевые поступления, использованные некоммерческими организациями не по целевому назначению, являются внереализационными доходами, и, соответственно, учитываются указанными организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налогоплательщики, получившие целевые поступления, по истечении налогового периода предоставляют по месту учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (лист 14).

Если адвокатское бюро получает плату за оказанные услуги и доходы от внереализационных операций, то налоговая база определяется ими в порядке, установленном НК РФ.

Действительный
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации II ранга
С.Х.АМИНЕВ