См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 6989-АП/Д05
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N АЦ/13195
ПИСЬМО
от 5 мая 2009 года
О РАЗЪЯСНЕНИИ ВОПРОСОВ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИКАЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ
РОССИИ ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2008 Г. N 427 "ОБ УСЛОВИЯХ ДОПУСКА
ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
В связи с поступающими вопросами о применении Приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" (далее - Приказ) Минэкономразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.
Вопрос 1. Распространяются ли положения Приказа на торги, объявленные до вступления его в силу?
Ответ. Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет общие принципы действия гражданского законодательства во времени, а именно: "Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.".
Таким образом, в случае, если заказчиком до вступления в силу Приказа объявлены торги, предусматривающие поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа, то заказчик обязан завершить процедуру размещения заказа без учета положений Приказа. С целью учета положений Приказа заказчик вправе внести соответствующие изменения в конкурсную документацию и документацию об аукционе по торгам, объявленным до вступления в силу Приказа не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе), продлив срок подачи заявок в порядке, установленном Законом.
Вопрос 2. В каких случаях предоставляются преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения?
Ответ. Преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона;
2) предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в пункте 1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе);
3) в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;
4) к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях:
- заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона;
- если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа и происходящих из иностранных государств;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с пунктом 1 Приказа, а часть - не включена;
- в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в пункте 1 Приказа, часть из которых является товарами российского происхождения, а часть - иностранного происхождения (смешанный лот) и т.д.
Вопрос 3. Предоставляются ли преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, при проведении конкурса или аукциона на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства?
Ответ. Принимая во внимание, что положения Приказа не содержат исключений в отношении поставки товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, то в случае, если государственный заказчик размещает заказ на поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа, в том числе для нужд обороны страны и безопасности государства, он обязан применять положения Приказа.
Вопрос 4. Каков порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 Приказа при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, по критерию "цена контракта" производятся с применением повышающего 15-процентного коэффициента от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта к цене контракта, предложенной в указанных заявках.
При этом в случае, если с учетом применения повышающего 15-процентного коэффициента цена, предложенная участником размещения заказа, превышает начальную (максимальную) цену государственного (муниципального контракта), то для целей оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе цена такого участника конкурса приравнивается к начальной (максимальной) цене контракта.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Заявка N 1 (российский товар) - 800 000 рублей.
Заявка N 2 (товар иностранного происхождения) - 700 000 рублей.
Показатели по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в заявках N 1 и N 2 одинаковые.
Критерии оценки: 80% - цена контракта (K = 0,8); h 20% - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара (K = 0,2). a
Рекомендуемая формула оценки и сопоставления заявок по критерию "цена контракта":
Для поставщиков, предлагающих российские товары:
Bh = K x (H - H ) / H i h max i max
Для поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения:
Bh = K x (H - (H + H x 0,15)) / H i h max i max max При этом если H + H x 0,15 > H , то Bh принять равным нулю. i max max i где: Bh - рейтинг, присуждаемый i-й заявке на участие в конкурсе по i критерию "цена контракта"; H - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в max конкурсной документации; H - предложение i-го участника конкурса по цене контракта; i K - весовой коэффициент критерия "цена контракта". h
Таким образом, рейтинг участника конкурса N 1 (российский товар) равняется:
Bh = K x (H - H ) / H = 0,8 x (1 000 000 - 800 000) / 1 000 000 = 0,16 "1" h max "1" max
Рейтинг участника конкурса N 2 (товар иностранного происхождения) равняется:
Bh = K x (H - (H + H x 0,15)) / H = 0,8 x (1 000 000 - (700 000 + "2" h max "2" max max + 1 000 000 x 0,15)) / 1 000 000 = 0,12
Далее осуществляется оценка и сопоставление заявок по иным критериям, указанным в конкурсной документации (см. применение Таблица 1).
Таблица 1
┌─────────────────┬─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐ │ Рейтинг по │ Критерии, установленные │ Предложения поставщиков │ │ критериям │ заказчиком │ │ │ ├─────────┬───────────────────┼───────────────────┬───────────────────┤ │ │весовой │ максимальное │ предложение N 1 │ предложение N 2 │ │ │коэффи- │ значение │ (российский товар)│(товар иностранного│ │ │циент │ │ │ происхождения) │ │ │ │ ├───────────────────┼───────────────────┤ │ │ │ │H = 800 000 руб.│H = 700 000 руб.│ │ │ │ │ "1" │ "2" │ ├─────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤ │по критерию "цена│Kh = 0,8│H = 1 000 000 │Bh = 0,16 │Bh = 0,12 │ │контракта" (Bh) │ i │ max │ "1" │ "2" │ │ │ │руб. │ │ │ ├─────────────────┼─────────┼───────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤ │по критерию │Ka = 0,2│A = 100 баллов │Решением конкурсной│Решением конкурсной│ │"функциональные │ i │ max │комиссии A = 100│комиссии A = 100│ │характеристики │ │ │ "1" │ "2" │ │(потребительские │ │ │баллов │баллов │ │свойства) или │ │ │ │ │ │качественные │ │ │Ba = 0,2 │Ba = 0,2 │ │характеристики │ │ │ "1" │ "2" │ │товара" (Ba) │ │ │ │ │ ├─────────────────┴─────────┴───────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤ │Итоговый рейтинг B = Bh + Ba │ 0,26 │ 0,22 │ │ i │ │ │ ├───────────────────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────────────┤ │Результаты конкурса │ 1 │ 2 │ └───────────────────────────────────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘
Государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок).
В случае, если несколькими участниками конкурса, предложившими лучшие условия исполнения контракта, в заявках которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и участниками конкурса, в заявках которых содержатся предложения о поставке соответствующих товаров российского происхождения, представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, в заявке которого содержится предложение о поставке товаров российского происхождения (сноска к пункту 3 Приказа).
Вопрос 5. Каков порядок предоставления преференций при проведении аукционов?
Ответ. Размещение заказа на поставку товаров, указанных в пункте 1 Приказа, путем проведения аукциона осуществляется в соответствии с процедурами, предусмотренными главой 3 Закона.
В соответствии с пунктом 4 Приказа в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта.
Пример.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей.
Победитель аукциона - участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Цена, предложенная победителем аукциона, - 500 000 рублей.
Цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с таким победителем, с учетом предоставления преференции определяется по следующей формуле:
Bh = H - H x 0,15 max
где:
Bh - цена, по которой будет заключаться государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства;
H - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в max документации об аукционе;
H - цена контракта, предложенная победителем аукциона.
Таким образом, государственный или муниципальный контракт с победителем аукциона будет заключаться по цене:
Bh = H - H x 0,15 = 500 000 - 1 000 000 x 0,15 = 350 000 рублей. max
Вопрос 6. Необходимо ли корректировать цену государственного или муниципального контракта в случае, если заключается государственный или муниципальный контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, или участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, если победитель конкурса или аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта?
Ответ. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, если победитель конкурса признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта, и в заявке участника конкурса, которому присвоено второе место, содержится предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, цена государственного или муниципального контракта не корректируется, так как при размещении заказа путем проведения конкурса преференция уже была учтена при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе (см. вопрос 4).
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта, и в заявке участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, содержится предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, цена государственного или муниципального контракта должна быть снижена на 15% от начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта. (При этом в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по такому контракту, заказчик вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, только с согласия такого участника размещения заказа.)
Вопрос 7. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, заказчик вправе требовать от участника размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе?
Ответ. В соответствии с пунктом 6 Приказа в конкурсной документации, документации об аукционе рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе) страны происхождения товара.
Таким образом, если в конкурсной документации (документации об аукционе) установлено требование об указании (декларировании) участником торгов в своей заявке страны происхождения товара, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать страну происхождения предлагаемых к поставке товаров. Если в заявке на участие в торгах участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в торгах такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. Требовать от участника торгов в составе заявки какие-либо документы, подтверждающие страну происхождения товара, заказчик не вправе.
В случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе) не содержится требование об указании (декларировании) участником торгов страны происхождения товара, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке. При этом преференции участникам размещения заказа, не указавшим страну происхождения в заявке на участие в торгах, не предоставляются.
Вопрос 8. Какие документы, подтверждающие страну происхождения товара, при исполнении государственного или муниципального контракта обязан представить поставщик, с которым заключен государственный или муниципальный контракт?
Ответ. Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.
Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.
Вопрос 9. Как определяется страна происхождения товара, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указаны две страны?
Ответ. Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.
Таким образом, указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, то это не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков.
Статс-секретарь -
заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.ПОПОВА
Статс-секретарь -
заместитель руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ