См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2011 г. N д02-8729

О РАЗЪЯСНЕНИИ РЯДА ПОНЯТИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Правовой департамент Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснений ряда понятий, связанных с осуществлением государственного строительного надзора (далее - обращение), и сообщает.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Полномочиями по официальному разъяснению и толкованию положений действующего законодательства Минэкономразвития России не наделено.

Вместе с тем по поставленным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предметом государственного строительного надзора является проверка выполнения требований, установленных Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности.

Также, пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (далее - Положение), определяющим задачу государственного строительного надзора (далее - надзор), установлено, что осуществление надзора направлено на предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

На основании пункта 8 Положения надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).

Частью 5 статьи 52 Кодекса закреплена обязанность застройщика или заказчика направить в уполномоченные на осуществление надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ и необходимые документы.

Порядок и содержание осуществления надзора сопряжено с выполнением нескольких административных процедур, с наделением правами и обязанностями должностных лиц при осуществлении надзора, наделением правами и обязанностями лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), предусмотренных Положением, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Основания для проведения проверок, указанные в части 5 статьи 54 Кодекса, не предполагают обращение заявителя.

Таким образом, осуществление государственного строительного надзора является государственной функцией.

Согласно пункту 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

В связи с чем, заключение о соответствии является результатом исполнения функции - осуществление надзора, подготовленное после совершения перечня необходимых административных процедур, предусмотренных Положением.

Вместе с тем отмечаем, что в рамках исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора могут предоставляться государственные услуги по запросу заявителя, в том числе:

выдача заключения о соответствии;

выдача разрешения на строительство;

выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и др.

Директор
Правового департамента
П.М.ВОЛКОВ