См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2011 г. N Д23-4042
ПО ВОПРОСУ
НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАДАСТРОВОГО ПАСПОРТА
ЗЕМЕЛЬНОГО (ЛЕСНОГО) УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ПЕРЕДАЧИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу необходимости представления кадастрового паспорта земельного (лесного) участка для государственной регистрации передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
Статьей 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) предусмотрено, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе:
1) сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем);
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, запрет на передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем), установленный статьей 5 Закона N 201-ФЗ, не распространяется на случаи, в которых перечисленные договоры и возникающие в связи с их заключением ограничения (обременения) прав зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона о регистрации если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Между тем, в силу пункта 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации при передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьему лицу заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, представление кадастрового паспорта земельного (лесного) участка для государственной регистрации передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка не требуется. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением сведений об арендаторе лесного участка осуществляется в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН