См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 августа 2016 г. N Д23и-4091
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции совместно с Росреестром обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
По информации Росреестра:
сведения о принадлежащем на праве оперативного управления ФГБУ культуры ранее учтенном здании с кадастровым номером с наименованием "Колокольня с галереями (XVII в.)", площадью 255 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в соответствии с техническим паспортом на здание "Колокольня с галереями", составленным по состоянию на 29 марта 2005 г.;
по результатам рассмотрения заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и технических планов зданий, подготовленных в связи с образованием зданий "колокольня, около 1690 года, 1794 - 1797 годы" и "переход между собором Рождества Богородицы и колокольней и переход между колокольней и церковью Благовещения с трапезной палатой, 1794 - 1797 годы" путем раздела здания с кадастровым номером, органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) приняты решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку в представленных технических планах, подготовленных на основании деклараций об объекте недвижимости, в качестве способа образования указан "раздел", однако документы, подтверждающие, что для реконструкции здания не требуется получение разрешительной документации (заключения органа, уполномоченного на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию), предусмотренной действующим законодательством, отсутствуют;
в состав приложения технических планов включено письмо Министерства культуры Российской Федерации (далее - Письмо Минкультуры России), в котором содержится информация о том, что "При постановке на кадастровый учет методом раздела нежилого здания с кадастровым номером ("Колокольня с галереями", XVII в.) на здания: "Колокольня", около 1690 года, 1794 - 1797 годы; "Переход между собором Рождества Богородицы и колокольней и переход между колокольней и церковью Благовещения с трапезной палатой", 1794 - 1797 годы, расположенные в с. ..., разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется".
в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов, указано, что раздел здания с кадастровым номером на два объекта выполнен согласно заявлению заказчика, иного обоснования раздела указанного здания в названных разделах не приведено.
Относительно изложенного отмечаем следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1734-р "Об изменении наименования и определении состава объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, XV - XVII вв., с фресками XVI в." (далее - Распоряжение N 1734-р) наименование объекта культурного наследия федерального значения изменено на "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", определен состав данного объекта культурного наследия. Согласно данному распоряжению объект культурного наследия "Колокольня с галереями (XVII в.)" с кадастровым номером разделен на два объекта культурного наследия "колокольня, около 1690 года, 1794 - 1797 годы" и "переход между собором Рождества Богородицы и колокольней и переход между колокольней и церковью Благовещения с трапезной палатой, 1794 - 1797 годы".
Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В отношении объектов культурного наследия согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) осуществляются такие виды работ, как сохранение объекта культурного наследия (статья 40), консервация объекта культурного наследия (статья 41), ремонт памятника (статья 42), реставрация памятника или ансамбля (статья 43), приспособление объекта культурного наследия для современного использования (статья 44).
При этом в соответствии с частью 15.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Законодательством в области градостроительной деятельности не предусматривается осуществление строительства или реконструкции в отношении объектов культурного наследия, а подготовка проектной документации и получение разрешительной документации осуществляются в случае сохранения объекта культурного наследия.
Таким образом, преобразование объектов недвижимости - объектов культурного наследия не имеет взаимосвязи с осуществлением строительных работ, соответственно, технические планы оформляются на основании декларации об объекте недвижимости, в том числе в случае кадастрового учета (постановки на учет) объектов культурного наследия, государственный кадастровый учет которых ранее не был осуществлен.
Правоотношения, связанные с осуществлением работ по сохранению (ремонт, реставрация, реконструкция), а также порядок проведения таких работ регулируются положениями градостроительного законодательства Российской Федерации.
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании документов, предусмотренных частью 8 статьи 41 Закона о кадастре.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что раздел здания с кадастровым номером не связан с выполнением строительных работ в отношении такого объекта и осуществляется в административных целях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, по мнению Департамента недвижимости, сведения в технические планы об образованных в результате такого раздела зданиях могут быть включены на основании декларации.
Требование органа кадастрового учета о представлении документов, подтверждающих осуществление в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реконструкции здания с кадастровым номером с учетом информации, содержащейся в Письме Минкультуры России, в рассматриваемом случае представляется необоснованным.
При этом в разделы "Исходные данные", "Заключение кадастрового инженера" такого технического плана должны быть включены реквизиты Распоряжения N 1734-р, Письма Минкультуры России. В разделе "Заключение кадастрового инженера" должно быть приведено обоснование внесения сведений в технический план на основании декларации, в частности, сведения о том, что в отношении здания с кадастровым номером работ, предусмотренных пунктом 4 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, не производилось. Копии Распоряжения N 1734-р, Письма Минкультуры России должны быть включены в состав приложения технического плана.
Дополнительно с этой целью в разделе "Заключение кадастрового инженера" в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного обследования технического состояния здания, подтверждающего, что работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренных пунктом 4 статьи 45 Закона N 73-ФЗ, не производилось, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ. Копия такого заключения также включается в приложение технического плана.
Копия настоящего письма будет направлена в Росреестр для учета в работе.
Директор Департамента недвижимости
Р.М.ЮСУПОВ