См. Документы Министерства финансов Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 мая 2010 г. N 05-04-03/102

Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо в рамках своей компетенции, сообщает.

Во исполнение пункта 7 раздела "XVII. Разное" Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25 декабря 2007 г. N 72 Минфином России были подготовлены проекты Федеральных законов "О внесении изменения в статью 368 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - законопроекты).

Законопроекты направлены на исключение из действующего законодательства о страховании права выдачи страховыми организациями банковской гарантии.

Письмом Правительства Российской Федерации N 5802п-П13 от 4 декабря 2009 г. законопроекты внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

Вопросы предоставления банковских гарантий регулируются законодательством о банках и банковской деятельности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) выдача банковской гарантии относится к банковской операции.

Статьей 7 Закона о банках устанавливается, что ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) лицензию на совершение банковских операций, не может использовать в своем наименовании слово "банк" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом о страховании порядке.

Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные действия, связанные с выполнением обязательств по договору страхования.

Для обеспечения исполнения обязательств по договорам страхования страховщики формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.

Не являясь кредитной организацией, страховщик не может получить лицензию Банка России на осуществление банковской операции.

Страховые организации не имеют право выдавать банковские гарантии. Юридически некорректно называть банковской гарантию, выдаваемую страховой организацией.

Следует иметь в виду, что статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Соответственно, страховая организация может использовать иные, чем банковская гарантия, способы гарантирования.

Решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. 17, протокол N 161) проект Федерального закона N 294302-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и проект Федерального закона N 294300-5 "О внесении изменения в статью 368 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" включены в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии.

Директор Департамента
финансовой политики
С.В.БАРСУКОВ