См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 2019 г. N 02-09-06/78302
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами по вопросу применения норм Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (далее - Закон N 199-ФЗ) сообщает.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 199-ФЗ (далее - БК РФ) под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетное нарушение может быть совершено высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком.
Согласно приведенным положениям законодательства Российской Федерации предписания, представления могут быть направлены органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в случае выявления бюджетных нарушений в адрес высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации), финансового органа, главного администратора (администратора) бюджетных средств, государственного (муниципального) заказчика.
Вместе с тем объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются и иные лица, например, государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:
юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля шире перечня объектов органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, которым могут быть направлены представления и предписания, что, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, влечет за собой ограничение возможности надлежащего реагирования органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на выявленные по результатам контрольных мероприятий нарушения законодательства Российской Федерации.
В этой связи Министерством финансов Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий, в том числе, расширение перечня объектов государственного (муниципального) финансового контроля, которым могут быть направлены представления и предписания органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
До принятия законопроекта, в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений, не относящихся к бюджетным, полагаем необходимым направлять информацию об указанных нарушениях в государственные органы Российской Федерации, уполномоченные законодательством Российской Федерации на принятие необходимых мер реагирования в отношении указанных объектов контроля (например, органы прокуратуры Российской Федерации).
А.М.ЛАВРОВ