См. Документы Министерства финансов Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2013 г. N 09-05-05/57077
В связи с поступающими обращениями по вопросу о не использованных в 2013 году остатках субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации сообщает.
Частью 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены. При этом в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" вводится в действие новая редакция статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.
Одновременно с этим понятие "долгосрочная целевая программа", равно как и правовые основания формирования и реализации долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований вышеуказанным Федеральным законом из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключены.
Соответственно, исключена и ранее действовавшая норма Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 179), предусматривавшая возможность предоставления в рамках долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 19 мая 2013 года. Положения статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) применяются к правоотношениям, возникающим при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов).
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 2014 года не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ, независимо от даты их утверждения.
В то же время продолжение реализации мероприятий, завершение которых предусматривается позже указанного срока, включенных в настоящее время в долгосрочные целевые программы, возможно в иных формах, в том числе в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), в составе ведомственных целевых программ, либо в качестве непрограммных направлений деятельности.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 26 июня 2013 г. N 02-16-04/24295 информировало федеральные органы исполнительной власти об указанных изменениях бюджетного законодательства и обращало внимание на необходимость исключения из правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации условия о наличии в субъектах Российской Федерации аналогичных долгосрочных целевых программ.
В случае наличия указанного условия в правилах предоставления субсидий после 1 января 2014 года оно не подлежит выполнению в силу несоответствия нормам бюджетного законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, при определении главным администратором бюджетных средств наличия или отсутствия потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, не использованных в 2013 году, следует исходить из фактических целей предоставления указанных межбюджетных трансфертов и необходимости завершения конкретных мероприятий, на софинансирование которых указанные межбюджетные трансферты были предоставлены, независимо от формы реализации таких мероприятий в дальнейшем (долгосрочная целевая программа, государственная программа, непрограммные направления деятельности и т.д.). Изменение формы реализации указанных мероприятий, по мнению Минфина России, не должно являться основанием для отказа в подтверждении наличия потребности в субсидиях и их возврата в 2014 году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены.
А.М.ЛАВРОВ