См. Документы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ПИСЬМО
от 30 октября 2020 г. N 4/1855

Административный департамент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках установленной компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Федеральной антимонопольной службы, и сообщает, что согласно пункту 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, в связи с чем не вправе давать правовую оценку действиям участников контрактной системы в сфере закупок.

По вопросу установления остаточного срока годности Административный департамент считает возможным отметить следующее.

Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" сроки годности на продовольственные товары устанавливает их изготовитель.

При осуществлении закупок пищевых продуктов заказчик вправе установить в документации о закупке требования об остаточном сроке годности продуктов питания. При этом остаточный срок годности продуктов питания должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого они сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению. Данная позиция подтверждается письмами Минэкономразвития России от 20.04.2017 N ОГ-Д28-4653, от 09.06.2016 N ОГ-Д28-7243.

Учитывая изложенное, в Типовом контракте на поставку продуктов питания, утвержденном приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (далее - Типовой контракт) установлены условия соответствия товара по качеству, гарантийному сроку, обеспечению гарантийных обязательств и сроку годности товара.

В соответствии с пунктом 6.4 Типового контракта остаточный срок годности товара устанавливается заказчиком в Спецификации (Приложение N 1 к Типовому контракту).

Согласно сноске 133 к Приложению N 1 к Типовому контракту в столбце 5 Спецификации заказчик указывает остаточный срок годности, определяемый календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно статьям 472 - 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок годности товара определяет срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (остаточный срок годности). Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (т.е. период, в течение которого изготовитель обеспечивает потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за его существенные недостатки).

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают срок годности товаров и остаточный срок годности товара на основании данных производителей товаров, а также исходя из своих потребностей и планируемого периода потребления таких товаров, и формируют описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Необходимо отметить, что с учетом части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.

По вопросу изменения условий Типового контракта Административный департамент считает возможным отметить следующее.

Согласно части 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

При этом пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:

а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;

б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предполагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.

Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с пунктом 2 - 11 Правил.

Таким образом, заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части типового контракта.

Вышеуказанная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.

Обращаю внимание на то, что письма Минсельхоза России и его структурных подразделений по вопросам применения нормативных правовых актов не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Дополнительно информирую о том, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, является Минфин России.

Директор
И.А.ТАРАСОВА