См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 октября 2015 г. N 32582-АЧ/04

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 927, в целях координации деятельности органов государственного жилищного надзора и в связи с поступлением многочисленных обращений по вопросам, связанным с привлечением к ответственности управляющих организаций в рамках осуществления лицензионного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанному вопросу и прошу довести ее до органов государственного жилищного надзора, а также иных заинтересованных лиц.

Заместитель Министра -
Главный государственный
жилищный инспектор
Российской Федерации
А.В.ЧИБИС

Приложение
к письму заместителя Министра
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от _____________ N _________

ИНФОРМАЦИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ
УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО
КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

В соответствии с частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора (далее - орган ГЖН) в рамках осуществления лицензионного контроля вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований к соблюдению жилищного законодательства, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.

Выбор способа реагирования на правонарушение и его пресечения осуществляется органами ГЖН в соответствии с их административными регламентами.

При этом, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проведенных проверок оформляются актами с приложением предписаний об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с примечанием к части 5 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) при наличии предусмотренного повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Учитывая изложенное, по мнению Минстроя России, выбор способа реагирования на правонарушение в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и его пресечения целесообразно осуществлять с учетом следующих факторов:

- совершено ли правонарушение впервые или оно совершалось

- не является ли оно причиной нанесения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- причинен ли в результате правонарушения имущественный ущерб;

- не привлекался ли ранее лицензиат к административной ответственности за нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами либо за несоблюдение лицензионных требований, а также за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

В этой связи, по мнению Минстроя России, в целях формирования сбалансированных подходов по привлечению управляющих организаций к ответственности в ходе осуществления лицензионного контроля целесообразно при выявлении правонарушения, совершенного впервые и при отсутствии вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, оформлять акты проверок с выдачей предписания и рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в случае неисполнения предписания.

При рассмотрении вопроса о привлечении лицензиата к административной ответственности и с учетом наличия в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) статей, на основании которых осуществляется привлечение к ответственности, предусматривающих разные по размеру штрафные санкции за пересекающиеся по составу правонарушения, Минстрой России рекомендует при решении вопроса о выборе конкретной меры ответственности учитывать, привлекалась ли ранее управляющая организация к административной ответственности по рассматриваемым статьям КоАП и назначались ли ей ранее наказания за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, и если нет, - составлять протокол по статье КоАП, предусматривающей меньшие санкции.