См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 марта 1998 г. N 1459-ЕС

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ
И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ
ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

В целях оказания методической помощи территориальным органам юстиции по осуществлению контроля за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных условий и требований законодательства при оказании платных юридических услуг направляются подготовленные Департаментом по вопросам правовой помощи Методические рекомендации.

Заместитель Министра -
Государственный советник
юстиции 1 класса
Е.Н.СИДОРЕНКО

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ЮСТИЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИАТАМИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ
И ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОКАЗАНИИ
ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

1. Общие положения

Органы юстиции более двух лет осуществляют сравнительно новую функцию по лицензированию платных юридических услуг.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 344 <*>, в системе юстиции был успешно завершен организационный этап становления этой функции и установлен единый порядок выдачи и регистрации лицензий.

--------------------------------

<*> Далее - Положение, СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1550.

За этот период около 10 тысяч юристов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц различной организационно - правовой формы получили право оказывать платные юридические услуги на основе лицензий, выданных органами юстиции. Сведения о выданных лицензиях внесены в единый банк данных - Сводный реестр лицензий на оказание платных юридических услуг на территории Российской Федерации <*>, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации. В результате проведенной работы удалось в значительной степени упорядочить российский рынок юридических услуг, ввести его в цивилизованные, контролируемые государством рамки. В последнее время особую актуальность приобретают вопросы осуществления контроля за деятельностью лицензиатов.

--------------------------------

<*> Далее - Сводный реестр лицензий. Положение о Сводном реестре лицензий на оказание платных юридических услуг на территории Российской Федерации утверждено Приказом Министра юстиции РФ от 19.03.97 N 19-01-40-97, зарегистрировано в Минюсте России 27.03.97 N 1279 (опубликовано в газете "Российские вести" 22.06.97 N 115, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации N 1, 1997).

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи территориальным органам юстиции в реализации возложенной на них контрольной функции. Рекомендуемые формы и методы контроля основаны на нормативной базе, регулирующей лицензионную деятельность, и накопленного органами юстиции практического опыта работы в этом направлении.

2. Предмет и цели контроля

Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований законодательства осуществляется лицензионными органами.

Под лицензионными условиями и требованиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами условий и требований, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензированного вида деятельности.

Необходимо четко определить предмет и цели контроля, осуществляемого органами юстиции, как лицензионных органов. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418 <*> указывается, что органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией (пункт 11).

--------------------------------

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69.

В пункте 20 Положения записано, что органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и Положением. Эту правовую норму не рекомендуется трактовать расширительно. Здесь не идет речь о законодательстве вообще, как о совокупности отраслей права, а только о том законодательстве, которое связано с регулированием лицензионной деятельности.

Обобщая изложенное, рекомендуется исходить из того, что органы юстиции в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки деятельности лицензиатов по соблюдению ими лицензионных условий и требований законодательства, регулирующего деятельность по оказанию платных юридических услуг. Выход за пределы установленного законодательством контроля означал бы выход за пределы полномочий органов юстиции и подмену деятельности других контролирующих и надзорных органов, что является абсолютно недопустимым.

Контроль проводится, прежде всего, в целях соблюдения законности при осуществлении лицензированной деятельности, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, - потребителей юридических услуг, оказываемых лицензиатом.

Контроль за деятельностью лицензиатов осуществляют органы юстиции, выдавшие лицензию. Министерство юстиции Российской Федерации может поручить соответствующему территориальному органу юстиции провести проверку деятельности лицензиата, получившего лицензию в Минюсте России, по месту его жительства или нахождения. При этом решение по материалам проверки, в том числе о применении санкции к лицензиату, принимает Министерство юстиции Российской Федерации с учетом мнения проверявшего органа юстиции (п. 20 Положения).

В свою очередь, территориальный орган юстиции вправе обратиться в Минюст России с инициативным предложением о проведении проверки за деятельностью лицензиата общероссийского статуса, проживающего или находящегося на его территории. Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает поступившее предложение и принимает решение о целесообразности осуществления такого контроля специалистами Министерства или территориального органа юстиции либо совместно.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации могут обратиться при необходимости непосредственно друг к другу с просьбой осуществить контроль за деятельностью лицензиатов на соответствующей территории. При недостижении такого согласия рекомендуется обращаться в Минюст России для получения официального поручения Министерства о проведении требуемой проверки.

Регулярность и сроки осуществления проверок органы юстиции определяют самостоятельно (п. 20 Положения). В Положении устанавливается, что контроль осуществляется путем рассмотрения заявлений и жалоб на деятельность лицензиата и проведения проверок. Проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. Как правило, внеплановые проверки связаны с рассмотрением жалоб на действия или бездействие лицензиата. Кроме того, поводом для проверки могут стать, например, результаты ознакомления с текстом рекламных объявлений, размещаемых лицензиатами в средствах массовой информации, а также наружной рекламы, содержание официальных вывесок по месту нахождения лицензиата; использование лицензиатом при оказании платных юридических услуг бланков, печатей и штампов со своим наименованием и др. При этом могут быть вскрыты факты, указывающие на нарушение условий лицензии.

Заявления и жалобы на деятельность лицензиатов могут поступать как от их клиентов - потребителей юридических услуг (физических и юридических лиц), так и от правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных органов, которые в силу своих полномочий соприкасаются с деятельностью лицензиатов, а также иных лиц.

Внимательное изучение органами юстиции сути жалоб и заявлений позволяет выбрать нужную, наиболее эффективную форму контроля. В одном случае достаточно для решения вопроса переговорить с лицензиатом или заявителем по телефону, либо пригласить их для беседы в орган юстиции. В другом случае принимается решение выйти на проверку по месту нахождения лицензиата или месту фактического оказания им юридических услуг. В третьем случае возникает необходимость в координации действий органов юстиции с другими контролирующими и правоохранительными органами.

По результатам проверок органу юстиции рекомендуется составлять акт (протокол) или справку с указанием конкретных нарушений и сроков их исправления, которые доводят до сведения лицензиатов.

Лицензиат может быть предупрежден о необходимости устранения выявленных нарушений предписанием или распоряжением органа юстиции. Невыполнение лицензиатом этого предписания или распоряжения является основанием для аннулирования лицензии (абзац 6 пункта 23 Положения).

В случае применения к лицензиату санкций, установленных Положением, орган юстиции выносит мотивированное решение за подписью руководителя или заместителя руководителя (п. 24 Положения). Об этом решении в обязательном порядке информируется орган налоговой службы (п. 25 Положения).

3. Контроль за соблюдением лицензионных условий

Установленные нормативными правовыми актами условия осуществления платных юридических услуг фиксируются непосредственно в лицензии. При осуществлении контроля рекомендуется проверять соблюдение следующих лицензионных условий: наименование (фамилия, имя, отчество) лицензиата; место нахождения (место жительства) лицензиата; лицензированный вид деятельности; территория действия лицензии; срок действия лицензии; сведения о регистрации лицензии на территориях субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно особенности осуществления контроля за соблюдением каждого из этих лицензионных условий.

3.1. Наименование лицензиата

Наименование юридических лиц является средством их индивидуализации и указывается в учредительных документах. Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно - правовую форму.

Юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет фирменное наименование, которое составляет объект исключительного права. Регистрация фирменного наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица путем внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

В наименованиях некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должно содержаться указание на характер деятельности юридического лица, его специальную правоспособность (ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Некоторыми названиями могут пользоваться только соответствующие специализированные организации (например, банки, биржи, адвокатура и т.д.). Имеются случаи, когда лицензиаты неправомерно используют в своем наименовании слова и словосочетания "адвокат", "адвокатский", "коллегия адвокатов", "юридическая консультация". В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.97 N 2-П подчеркивается, что коллегия адвокатов является организационно - правовой формой деятельности адвокатов. Поэтому использование в наименованиях других юридических лиц не присущей им организационно - правовой формы является нарушением законодательства, в том числе статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Более подробно этот вопрос отражен в письме Минюста России от 27.08.97 N 09-19-251-97.

В ходе проверки деятельности лицензиата рекомендуется, прежде всего, проверить соответствие указанных в лицензии наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества юриста - индивидуального предпринимателя аналогичным данным владельца лицензии на день проведения проверки. Для этого необходимо ознакомиться с действующими учредительными и регистрационными документами юридического лица и внесенными в них в установленном порядке изменениями и дополнениями, а также паспортными данными юриста.

В случае изменения наименования юридического лица либо изменения паспортных данных физического лица лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии (пункт 19 Положения). Несообщение лицензиатом в орган юстиции в установленный срок об этих изменениях является основанием для приостановления действия лицензии в соответствии с пунктом 22 Положения.

3.2. Место нахождения (жительства) лицензиата

Место нахождения юридического лица имеет важное значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Указанная норма должна вступить в силу с момента принятия закона о регистрации юридических лиц. Учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие этого Закона применяется действующий порядок регистрации юридических лиц <*>, рекомендуется исходить из того, что в настоящее время местом нахождения юридического лица является место нахождения его постоянно действующего органа (дирекции, правления и т.д.) <**>.

--------------------------------

<*> Статьи 34 и 35 Закона РСФСР от 25.12.90 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482.

<**> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Место нахождения юридического лица, так же как и его наименование, указывается в учредительных документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако следует иметь в виду, что юридически зафиксированное место нахождения юридического лица не всегда совпадает с фактическим местом его расположения. В этой связи органам юстиции рекомендуется запрашивать у соискателя лицензии, наряду с зарегистрированным в учредительных документах адресом, его почтовый (фактический) адрес. В Федеральном законе "Об акционерных обществах" от 26.12.95 N 208-ФЗ, например, записано (статья 4, пункт 3), что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. В силу пункта 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

3.3. Вид лицензируемой деятельности

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности <*>. Указание вида лицензируемой деятельности является основным лицензионным условием.

--------------------------------

<*> Пункт 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69).

В связи с требованием статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации об определении законом перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, необходимо иметь в виду, что лицензирование деятельности граждан и юридических лиц по оказанию правовых услуг введено Указом Президента РСФСР от 05.12.91 N 261.

Согласно статье 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 N 52-ФЗ изданные до введения части первой Гражданского кодекса РФ нормативные акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Утверждение Постановлениями Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 и от 15.04.95 N 344 порядка ведения лицензионной деятельности и условий ее осуществления не противоречит Гражданскому кодексу РФ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию платных юридических услуг без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия, выдаваемая органом юстиции, предоставляет лицензиату право оказывать именно платные юридические услуги, а не осуществлять любую юридическую деятельность. При проверках выявляются случаи, когда на основании полученной лицензии лицензиат осуществляет иную деятельность, либо не подлежащую лицензированию, либо ту, для которой установлен особый порядок лицензирования. При этом чаще всего лицензиат "вмешивается" в адвокатскую деятельность. Наиболее распространенной формой такого вмешательства является его участие в качестве защитника на стадии дознания и предварительного следствия в уголовном процессе. В то время, как в силу статьи 47 УПК РСФСР в качестве защитников на этой стадии процесса допускаются лишь адвокаты по предъявлении ими ордера юридической консультации, а также представители профессиональных союзов и других общественных организаций.

Отказ в допуске в качестве защитников лиц, не являющихся членами коллегий адвокатов и не представляющих общественные объединения, со ссылкой на часть 4 статьи 47 УПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 15 июня 1996 года) послужил причиной обращения в Конституционный Суд Российской Федерации некоторых граждан. Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части 4 статьи 47 УПК РСФСР не противоречащим Конституции Российской Федерации (Постановление от 28.01.97 N 2-П).

Иногда юристы, имеющие лицензию на оказание платных юридических услуг, необоснованно представляются своим клиентам или в средствах массовой информации адвокатами, не состоя членами коллегий адвокатов. При этом нарушаются требования Закона РСФСР от 20.11.80, утвердившего Положение об адвокатуре РСФСР, Закона РФ "О рекламе", Закона РФ "О защите прав потребителей" и ряда других законодательных актов.

При выявлении в ходе проверки таких нарушений органам юстиции рекомендуется требовать от лицензиата их устранения (в виде предписания или распоряжения лицензиату в соответствии с абзацем шестым пункта 23 Положения), либо применить к нарушителю любую из санкций, предусмотренных в пунктах 22 и 23 Положения.

Положение не требует представления лицензиатом в орган юстиции учетных данных по статистическим кодам. Однако при решении вопроса о выдаче лицензии и при проведении контроля за деятельностью лицензиата может возникнуть потребность уточнить статистический код деятельности юридического лица. При этом следует иметь в виду, что по инициативе Минюста России в Классификатор отраслей народного хозяйства были внесены изменения в связи с необходимостью отделить деятельность предпринимательских структур по оказанию платных юридических услуг от правовой помощи, оказываемой адвокатами. Госкомстатом РФ в апреле 1997 года утвержден новый ОКОНХ для предприятий и организаций, оказывающих платные юридические услуги на основании лицензии - 84600 (вместо старого кода ОКОНХ 97820).

3.4. Территория действия лицензии и регистрация лицензии

В соответствии с Положением органы юстиции в субъектах Российской Федерации выдают лицензии на оказание платных юридических услуг регионального статуса, т.е. физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации выдает лицензии общероссийского статуса, т.е. действующие на территории всей Российской Федерации, а также лицензии межрегионального статуса, т.е. действующие на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Территория действия лицензии указывается в лицензии в строке "Условия осуществления данного вида деятельности".

Выданная Минюстом России лицензия общероссийского статуса действительна на всей территории Российской Федерации и не подлежит дополнительной регистрации в органах юстиции субъектов Российской Федерации.

Выданная Минюстом России лицензия межрегионального статуса должна быть зарегистрирована органом юстиции соответствующего субъекта РФ. Форма реестра приведена в приложении N 11 к Приказу Минюста России от 21.04.95 N 19-01-51-95. Например, если в лицензии, выданной Минюстом России, указана территория действия лицензии: "г. Санкт - Петербург, Ленинградская область, Калининградская область", то лицензиат обязан зарегистрировать свою лицензию в органах юстиции г. Санкт - Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей.

Порядок ведения региональных и Сводного реестров лицензий, в т.ч. исключения сведений о лицензиате в связи с аннулированием лицензии изложен в Положении о Сводном реестре лицензий.

Проверяя соблюдение лицензиатом условия действия лицензии на определенной территории, необходимо учитывать Методические рекомендации Минюста России от 27.12.97 (пункт 12) <*>.

--------------------------------

<*> Письмо Минюста России от 27.12.95 N 09-17-176-95 "О Методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг" (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации N 1, 1997).

Если в ходе проверки обнаружится, что лицензиат превысил территориальные пределы действия лицензии, т.е. оказывает платные юридические услуги на территории, не предусмотренной лицензией, то к нему могут быть применены соответствующие санкции от приостановления действия лицензии до ее аннулирования, в зависимости от характера и повторяемости допущенных нарушений.

3.5. Срок действия лицензии

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В Положении о Сводном реестре лицензий (пункт 6) установлено, что право осуществлять платные юридические услуги возникает у лицензиата со срока, указанного в лицензии, и прекращается по истечении срока ее действия.

Срок действия лицензии, запрашиваемый соискателем, указывается в его заявлении о выдаче лицензии. Положением установлен максимальный срок действия лицензии до трех лет (пункт 14). Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения (п. 14 Положения). Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия (пункт 22 Положения).

Если обнаружится в ходе проверки, что срок действия лицензии истек, а лицензиат продолжает оказывать платные юридические услуги, то органу юстиции рекомендуется направить в налоговую инспекцию по месту регистрации лицензиата информацию о прекращении действия лицензии в связи с истечением срока ее действия для принятия к лицензиату мер в пределах компетенции налогового органа.

4. Контроль за соблюдением лицензионных требований,
установленных законодательством

Кроме проверки соблюдения лицензионных условий, предусмотренных непосредственно в лицензии, органы юстиции осуществляют контроль за исполнением лицензиатом лицензионных требований, установленных Положением, другими нормативными правовыми актами, в том числе правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, принятыми в пределах его компетенции по вопросам лицензирования платных юридических услуг (п. 20, абзац 8 п. 23 Положения).

Эти требования касаются, в основном, вопросов передачи лицензии другому лицу, прекращения и приостановления деятельности лицензиата, достоверности данных лицензиата, переоформления лицензии, представления юридическим лицом списка юристов, непосредственно оказывающих платные юридические услуги.

Проверка соблюдения лицензиатом каждого из этих требований законодательства имеет определенную специфику, которую рассмотрим ниже.

4.1. Передача лицензии другому лицу

В пункте 5 Положения содержится запрет владельцу лицензии на передачу лицензии (копии лицензии) другому физическому или юридическому лицу. Очевидно, что передача лицензии подразумевает незаконное ее использование другим лицом с ведома владельца. Установление факта передачи лицензии другому лицу, не являющемуся владельцем лицензии, служит основанием для аннулирования лицензии (абз. 5 пункта 23 Положения).

Пользование чужой лицензией лицом, не обладающим соответствующим правом, также предполагает использование чужого зарегистрированного наименования. Поэтому при выявлении случая неправомерного использования чужой лицензии и чужого наименования без ведома владельца лицензии рекомендуется разъяснить потерпевшему его право требовать возмещения причиненного вреда.

4.2. Приостановление деятельности лицензиата

Деятельность лицензиата (юридического лица или индивидуального предпринимателя) может быть приостановлена государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этих случаях действие лицензии также должно быть приостановлено (абзац 5 пункт 22 Положения) до вынесения окончательного решения государственных органов о возобновлении или прекращении деятельности лицензиата.

Обнаружение в ходе проверки фактов невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов по вопросам оказания платных юридических услуг является основанием для аннулирования лицензии (абзац 6 пункт 23 Положения).

Орган юстиции вправе самостоятельно предъявить лицензиату предписание или распоряжение об устранении нарушений в связи с осуществлением им деятельности по оказанию платных юридических услуг. В случае их невыполнения к лицензиату также может быть применена санкция в виде приостановления или аннулирования лицензии.

4.3. Прекращение деятельности лицензиата

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица (пункт 18 Положения), либо смерти гражданина.

В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Статья 61 Гражданского кодекса РФ содержит перечень оснований для ликвидации юридического лица, в том числе в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Требование о ликвидации юридического лица по этому основанию может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 Положения, ликвидированное юридическое лицо и физическое лицо, утратившее статус предпринимателя, обязаны возвратить лицензию в выдавший ее орган юстиции. В случае невыполнения этого требования, а также использования лицензии в целях оказания платных юридических услуг после ликвидации юридического лица и прекращения действия свидетельства о регистрации физического лица в качестве предпринимателя органу юстиции рекомендуется принять соответствующие меры к привлечению виновных к ответственности (например, обратиться в налоговый орган, орган прокуратуры и др.).

Ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя является основанием для вынесения решения органа юстиции об аннулировании лицензии в соответствии с абзацем 7 пункта 23 Положения.

4.4. Достоверность данных лицензиата

В ходе проверки деятельности лицензиата могут быть обнаружены недостоверные данные в документах, представленных для получения лицензии. В зависимости от характера обнаруженной недостоверности к лицензиату может быть применена санкция в виде приостановления действия лицензии до устранения нарушения (абзац 3 пункт 22 Положения), либо аннулирование лицензии в случае неустранения в установленный срок нарушения, явившегося основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии (абзац 4 пункт 23 Положения).

4.5. Переоформление лицензии

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии (пункт 19 Положения).

При проверке деятельности лицензиата могут быть вскрыты факты несообщения в установленный срок в орган юстиции о подобных изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, влияющих на изменение лицензионных условий, а также об изменении места нахождения юридического лица или паспортных данных физического лица. В этих случаях орган юстиции может в соответствии с пунктом 22 Положения приостановить действие лицензии до устранения допущенных нарушений.

Следует помнить, что приведение учредительных документов юридических лиц в форме товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, созданных до официального опубликования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствие с нормами главы 4 Кодекса не означает реорганизацию юридического лица.

Так, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации <*> разъясняют, что изменение типа акционерного общества не приравнивается к реорганизации юридического лица, т.к. организационно - правовая форма в данной ситуации не изменяется.

--------------------------------

<*> Совместное Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" N 4/8 от 02.04.97.

Центральный банк Российской Федерации также направил по своей системе разъяснения, что лицензии на осуществление банковского аудита, выданные аудиторским фирмам, которые после выдачи лицензии изменили свою организационно - правовую форму в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, имеют законную силу до истечения срока действия лицензий <*>.

--------------------------------

<*> Письмо Центрального банка Российской Федерации N 26-1/1231 от 14.07.97.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в указанных случаях не требуется обязательного переоформления лицензии, что, однако, не исключает возможности такого переоформления по инициативе самого лицензиата.

4.6. Список юристов

Положение предусматривает представление в орган юстиции соискателем лицензии списка лиц, которые непосредственно будут осуществлять платные юридические услуги от имени этого юридического лица. Если представленные документы не подтверждают необходимую профессиональную подготовку юристов, то орган юстиции может отказать в выдаче лицензии, мотивируя свое решение отсутствием у соискателя возможности обеспечить оказание юридических услуг в соответствии с требованиями законодательства (пункт 17 Положения).

Это требование Положения подчеркивает важное значение, предъявляемое к составу юристов. Поэтому при осуществлении контроля за деятельностью лицензиата необходимо выяснить состав юридических работников на период проверки и его соответствие списку юристов, заявленному при получении лицензии. Если обнаружится, что лицензиатом впоследствии были приняты на работу новые юристы, а требуемые документы, подтверждающие их квалификацию, не были представлены в орган юстиции для внесения соответствующих изменений и дополнений в список, то это обстоятельство рекомендуется рассматривать как нарушение требования законодательства о представлении достоверной информации в лицензионный орган. В этом случае орган юстиции вправе вынести решение о приостановлении действия лицензии.

Ранее органам юстиции уже рекомендовалась для приобщения к лицензионному производству форма обязательства руководителя юридического лица <*>, получающего лицензию на платные юридические услуги, своевременно сообщать в лицензирующий орган юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, влияющих на изменение лицензионных условий. Обязательство также содержит напоминание сообщать об изменении и дополнении списка юристов, непосредственно оказывающих платные юридические услуги от имени юридического лица. При осуществлении контроля за соблюдением требований Положения указанное обязательство руководителя может иметь существенное значение.

--------------------------------

<*> Письмо Минюста России от 27.12.95 N 09-17-176-95 "О Методических рекомендациях по лицензированию платных юридических услуг" (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации N 1, 1997).

5. Санкции, применяемые к лицензиату

В зависимости от характера выявленных в ходе контроля за деятельностью лицензиатов нарушений органы юстиции вправе приостановить действие лицензии либо аннулировать ее (п. 21 Положения).

Согласно пункту 22 Положения, приостановление действия лицензии означает запрет на осуществление деятельности по оказанию платных юридических услуг до устранения допущенного нарушения. Основания для приостановления действия лицензии также содержатся в пункте 22 Положения.

Лицензиат, получивший от органа юстиции решение о приостановлении действия лицензии, обязан в 15-дневный срок представить в орган юстиции документальное подтверждение устранения нарушения, послужившего основанием для принятия такого решения. В исключительном случае указанный срок может быть продлен руководителем органа юстиции, но не более чем на 30 дней. В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие возобновляется (абзацы 7 и 8 п. 22 Положения).

Аннулирование лицензии означает запрет на осуществление деятельности по оказанию платных юридических услуг (п. 23 Положения). Основания для аннулирования лицензии указаны в пункте 23 Положения.

Лицензиат обязан немедленно уведомить своих клиентов о решении органа юстиции об аннулировании лицензии и в течение 10 дней возвратить лицензию в выдавший ее орган юстиции (абзац 9 п. 23 Положения).

Решение органа юстиции о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа юстиции (пункт 24 Положения).

В соответствии с пунктом 25 Положения орган юстиции в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении (возобновлении) действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и орган Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Помимо перечисленных в разделах 3 и 4 настоящих Методических рекомендаций оснований для применения санкций к лицензиату, в Положении (пункты 22 и 23) содержится указание на возможность возникновения других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минюста России, принятыми в пределах его компетенции по вопросам лицензирования платных юридических услуг.

6. Взаимодействие органов юстиции с контролирующими
и правоохранительными органами

В целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства, регулирующего лицензионную деятельность, а также условий действия лицензий на оказание платных юридических услуг необходимо наладить взаимодействие органов юстиции с контролирующими, надзорными, налоговыми, правоохранительными и иными заинтересованными органами (например, общественными организациями лицензиатов) при осуществлении контроля за деятельностью лицензиатов.

Взаимодействие может осуществляться в форме совместных проверок, обмена информацией по вопросам контроля, выработке согласованных решений и их реализации, изучения и распространения положительного опыта, проведения совместных совещаний, семинаров, использования других взаимных возможностей для повышения квалификации контролирующих специалистов и т.д.

Совместная работа может проводиться в соответствии с заключенными соглашениями, комплексными текущими и долгосрочными планами, а также по факту конкретного нарушения лицензионной деятельности. Применение санкций к лицензиату осуществляется проверяющими органами в пределах полномочий, предоставленных им законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Взаимный обмен информацией также может осуществляться на основании заключенных соглашений, в рамках которых органы юстиции обязуются предоставлять оперативную информацию о внесенных в региональные реестры данных о лицензиях и лицензиатах, а также о приостановлении (возобновлении) действия и аннулировании лицензий.

Формы и результаты взаимодействия органов юстиции с другими органами при осуществлении контроля за деятельностью лицензиатов рекомендуется широко освещать в средствах массовой информации в целях своевременного информирования юридической общественности, граждан и организаций о допускаемых нарушениях лицензионного законодательства, что обеспечит повышение эффективности контроля за деятельностью лицензиатов.

Департамент по вопросам
правовой помощи
Министерства юстиции
Российской Федерации