См. Документы Пенсионного фонда Российской Федерации

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 июля 2003 г. N СД-09-25/7237

О НОВОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации по вопросу о новом правовом регулировании уплаты страховых взносов в ПФР за период 1997 - 2000 гг. индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами с учетом сложившейся в территориальных органах ПФР судебной практики дополнительно сообщает следующее.

Верховный Суд Российской Федерации в своем письме от 17 января 2003 г. N 9ф02-287 на основании положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. N 144-О, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П, статей 54, 57 Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации сделал вывод о том, что в 1997 - 2000 гг. для вышеназванной категории плательщиков страховых взносов в ПФР отсутствовали законно установленные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а единый социальный налог является новым правовым регулированием порядка уплаты страховых взносов в ПФР.

Таким образом, период осуществления зачета переплаты страховых взносов, пеней и штрафов по новым ставкам, указанный в письме ПФР от 04.06.2003 N МЗ-09-23/5698, включающий в себя период 1999 - 2000 гг., необходимо дополнить 1997 и 1998 годами.

Статьей 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" устанавливается, что с 1 января 2001 г. контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 г., подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

В рамках реализации указанных норм в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поскольку взаимозачеты между различными бюджетами внебюджетных фондов, бюджетами фондов и федеральным бюджетом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены (ст. ст. 78, 79 НК РФ), возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов осуществляется органом федерального казначейства на основании заключений налоговых органов, и сумма переплаты страховых взносов, образовавшаяся до 1 января 2001 г. в результате указанных неденежных расчетов, может быть зачтена только в счет уплаты единого социального налога.

Таким образом, начиная с 2002 года проведение зачета сумм излишне уплаченных налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет, было возможно в счет исполнения обязанности по уплате единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/466 утверждены Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога.

Информация о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна быть представлена налоговыми органами в отделения ПФР для корректировки лицевых счетов застрахованных лиц и иных документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Заместитель
Председателя Правления
С.Е.ДОНЦОВ