См. Документы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

ПИСЬМО
от 22 сентября 2011 г. N 19472/07-04

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка рассмотрело письмо и в связи с поставленными в нем вопросами, в пределах своей компетенции, сообщает следующее.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков.

До внесения указанных изменений в пункте 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ особо оговаривалось, что нормы Федерального закона N 171-ФЗ не применяются к деятельности по производству и обороту пива, поскольку пиво по всем признакам подпадает под определение, установленное подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2012 года), согласно которому алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Таким образом, согласно прежней редакции Федерального закона N 171-ФЗ пиво признавалось алкогольной продукцией, в противном случае такое изъятие не имело бы правового смысла, что подтверждается определением пищевых продуктов, установленным статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которому пиво относится к алкогольной продукции.

Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона N 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако до 22 июля 2011 года (дня официального опубликования Федерального закона N 218-ФЗ) на деятельность по их производству и обороту не распространялись ограничения, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ.

Следовательно, после отмены Федеральным законом N 218-ФЗ вышеупомянутого изъятия, на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции по общему правилу распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона N 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.

Статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции (в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива), которые, в частности, предусматривают запрет розничной продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, а также запрет розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Вместе с тем, частью 5 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что указанные запреты до 1 января 2013 года не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.

Федеральным законом N 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения, в частности, касающиеся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и особых требований к ее осуществлению.

Так, в соответствии с нормами пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, вступившей в силу с 22 июля 2011 года, установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях, а также на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.

Необходимо отметить, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции является правом на осуществление соответствующего вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением особых требований к осуществлению этой деятельности.

Согласно пункту 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в лицензии указываются, в частности, места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемый вид деятельности.

Если в результате внесения изменений в законодательство место нахождения обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, организация обязана прекратить осуществление этого лицензируемого вида деятельности в таком обособленном подразделении.

При этом организация вправе перенести осуществление лицензируемого вида деятельности в иное обособленное подразделение, место нахождения которого соответствует указанным требованиям.

Кроме того, у организации в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений возникает обязанность переоформления лицензии. В соответствии с пунктом 13 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

При этом пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа.

Начальник Управления
государственной политики в сфере
регулирования алкогольного рынка
Д.М.ШАБЛИНСКИЙ