См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 7 июня 2018 г. N Исх-14032/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 10

Федеральное агентство воздушного транспорта в дополнение к Информации по безопасности полетов N 9 (директивное письмо Росавиации от 29.05.2018 N Исх-13079/02) отмечает, что не прекращаются случаи нарушений требований воздушного законодательства Российской Федерации, в том числе правил использования воздушного пространства, отдельными владельцами, а также пилотами воздушных судов (далее - ВС) авиации общего назначения (далее - АОН).

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - ФП ИВП), устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства, то есть выполнения всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

Основной задачей организации потоков воздушного движения согласно требованиям Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293, является не только максимальное удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на использование воздушного пространства, но и обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон.

С нарушения одной из сторон процесса использования воздушного пространства начинается движение в сторону пренебрежения и остальными законами и правилами, обеспечивающими безопасность полетов.

Результатами допускаемых нарушений в процессе подготовки к полетам и самонадеянного поведения непосредственно в полете становятся не только множественные сообщения органов ОВД об имевших место фактах несанкционированных полетов ВС АОН, но катастрофические последствия для самих нарушителей.

Помимо событий с ВС АОН, изложенных в вышеуказанной информации по безопасности полетов N 9, за небольшой срок (конец мая - начало июня текущего года) произошел целый ряд других авиационных событий, в том числе с гибелью и тяжелыми ранениями людей.

27.05.2018 в зоне ответственности Ростовского Зонального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЗЦ ЕС ОрВД) при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР) в районе н.п. Дудаченский Волгоградской области самолет СП-30В RA-0264G (владелец - ООО "Техносервис") столкнулся с земной поверхностью. Пилот погиб.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

26.05.2018, по информации РКЦПС Центрального АПСЦ, при выполнении вблизи н.п. Кобылино Ухоловского района Рязанской области полета самолета X-32 "Бекас" с нанесенным на борт ВС номером RA-3337K (владелец ВС - частное лицо) столкнулся с земной поверхностью. Пилот 1967 г.р. погиб. ВС с такими регистрационными знаками в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не зарегистрировано.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

26.05.2018 в зоне ответственности Московского ЗЦ ЕС ОрВД (г. Богородск Нижегородской области) при выполнении взлета с аэродрома аэроклуба им. Баранова автожир "Калидус" RA-0038A (владелец - частное лицо) столкнулся с земной поверхностью. Сертификат летной годности ВС истек 20.08.2013. Пилот 1968 г.р. и пассажирка 1989 г.р. с травмами доставлены в ЦРБ г. Богородска.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

23.05.2018 в зоне ответственности Санкт-Петербургского ЗЦ ЕС ОрВД (район аэродрома Псков) экипажем вертолета Robinson-44 RA-04177 (владелец - частное лицо) не выполнена команда диспетчера аэродрома Псков об условиях пересечения посадочного курса.

Выполнена посадка на незапланированный аэродром (Середки).

25.05.2018 в зоне ответственности Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД (район г. Ялта) экипаж вертолета Ми-8 RA-98409 наблюдал полет параплана в черте города.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

30.05.2018 в районе аэродрома Красный Яр (Самарская обл.) был выполнен несанкционированный полет самолета LA-8C-RS RA-0344G ООО НПО "АэроВолга" на скороподъемность. В отсутствие плана полета и уведомления органа ЕС ОрВД КВС дана команда на возврат на аэродром вылета.

02.06.2018 в районе аэродрома Екатеринбург (Кольцово) при заходе на посадку экипаж самолета А-319-112 VP-BTF доложил о расхождении с неопознанным объектом, похожим на параплан, на высоте 600 м. Посадка выполнена благополучно.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

02.06.2018 в зоне ответственности Новосибирского ЗЦ ЕС ОрВД (район н.п. Нанжуль) наблюдался несанкционированный полет двух парапланов.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

03.06.2018 в зоне ответственности Московского ЗЦ ЕС ОрВД выполнен несанкционированный взлет самолета NG 4 HD RA-1570G (владелец - частное лицо) с посадочной площадки Орловка.

План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

Грубые нарушения требований пункта 124 ФП ИВП, обязывающего пользователей воздушного пространства, планирующих выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, отнесены пунктом 147 "м" ФП ИВП (полет ВС в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения) к нарушениям порядка ИВП Российской Федерации, подлежащим расследованию в качестве инцидента.

Особенно актуальным становится вопрос выполнения требований воздушного законодательства в части ИВП в условиях организации и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

В целях реализации усиленных мер безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года с 01.06.2018 по 17.07.2018:

приказом Минтранса России от 12.02.2018 N 57 "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 N 48 "Об установлении запретных зон" установлены 10 запретных зон;

приказами Минтранса России от 12.02.2018 N 56 и от 14.05.2018 N 192 "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 N 47 "Об установлении зон ограничения полетов" установлены 56 зон ограничения полетов;

В случае необходимости осуществления деятельности по ИВП (за исключением разрешенной деятельности) в вышеуказанных зонах в период с 01.06.2018 по 17.07.2018 необходимо разрешение соответствующего регионального межведомственного оперативного штаба по обеспечению безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - РМОШ), выдаваемое в соответствии с Порядком, опубликованным на сайте Росавиации в подразделе "Информация" раздела "Организация использования воздушного пространства".

Указанный Порядок предусматривает направление пользователем воздушного пространства в соответствующий центр ЕС ОрВД запроса на осуществление деятельности в запретной зоне и/или зоне ограничения полетов.

Такой запрос центром ЕС ОрВД передается в соответствующий РМОШ для принятия им решения о выдаче разрешения на осуществление деятельности в запретной зоне и/или зоне ограничения полетов либо об отказе в выдаче такого разрешения.

Разрешение/запрет РМОШ центром ЕС ОрВД доводится пользователю воздушного пространства, направившему запрос.

Основанием для осуществления деятельности по ИВП запретных зон и/или зон ограничения полетов является:

а) для пилотируемых воздушных судов:

в классах воздушного пространства A и C - разрешение РМОШ и разрешение на использование воздушного пространства центра ЕС ОрВД;

в классе воздушного пространства G - разрешение РМОШ и представленный в центр ЕС ОрВД план использования воздушного пространства;

б) для беспилотных воздушных судов, а также для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов, в классах воздушного пространства A, C и G - разрешение РМОШ и разрешение на использование воздушного пространства центра ЕС ОрВД.

Эти изменения накладывают на пользователей воздушного пространства дополнительные требования по знанию и безусловному выполнению воздушного законодательства и нормативных актов Российской Федерации, а также ответственность за нарушение ФП ИВП, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, как пользователем воздушного пространства (часть 1 статьи 11.4), так и лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по ИВП (часть 2 статьи 11.4).

Несмотря на имеющиеся четкие ограничения и существующую ответственность за нарушение ФП ИВП 04.06.2018, при выполнении АХР в районе н.п. Заря Калачевского района Волгоградской области в контролируемой зоне аэропорта Гумрак (Волгоград) (зона ответственности Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД) осуществлял несанкционированный полет дельталет МД-50ВГ RA-0046G (владелец - ООО "Техносервис"). План полета и уведомление на ИВП в органах ЕС ОрВД отсутствовали. По имеющейся информации, при выполнении полета дельталет зацепился за верхушки деревьев, столкнулся с земной поверхностью и разрушился. Пилот 1965 г.р. погиб.

В целях обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности полетов предлагаю:

Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:

1. До 15.06.2018 довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие ВС, старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров, центров по сертификации ЕЭВС;

2. принять дополнительные меры по повышению качества взаимодействия с антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации в целях организации совместной работы с территориальными органами Ространснадзора, МВД России, ФСБ России и Прокуратуры Российской Федерации по вопросам, подробно изложенным в пункте 1.2 рекомендательной части Информации по безопасности полетов N 9 за 2018 год;

3. широко использовать средства массовой информации для пропаганды, в рамках развития культуры безопасности полетов, с целью обеспечения безопасности как населения, так и пользователей воздушного пространства, необходимости предоставления информации населением о несанкционированных полетах ВС в территориальные органы Ространснадзора, Росавиации, органы МВД России, ФСБ России и Прокуратуры Российской Федерации;

4. продолжать работу по выявлению и учету на подконтрольной территории общественных организаций, ассоциаций, клубов любителей воздухоплавания и иных объединений граждан, интересующихся темой полетов на летательных аппаратах, с целью оказания методической помощи в их самоорганизации и деятельности по повышению уровня безопасности полетов;

5. представить до 20.06.2018 в адрес Росавиации (Управление инспекции по безопасности полетов) подробную информацию о принятых мерах по исполнению настоящей информации по безопасности полетов.

А.В.НЕРАДЬКО