См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 19 августа 2019 г. N Исх-27957/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 11

15.08.2019 в районе аэропорта Жуковский Московской области произошло авиационное происшествие (авария) с воздушным судном (далее - ВС) A-321-211 VQ-BOZ ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии".

По предварительной информации при выполнении регулярного рейса U6-178 по маршруту Москва (Жуковский) - Симферополь при выполнении взлета произошло столкновение ВС со стаей птиц, что привело к снижению тяги двигателей. Экипаж принял решение на выполнение аварийной посадки с убранным шасси по курсу взлета. Самолет приземлился на расстоянии около 5 км от торца ВПП на поле и получил значительные повреждения. После вынужденной посадки экипаж провел эвакуацию пассажиров с использованием аварийных трапов. В результате авиационного происшествия несколько пассажиров получили травмы, один пассажир был госпитализирован.

В 2019 году продолжилось увеличение числа зарегистрированных столкновений (угроз столкновений) ВС с птицами. Кроме произошедшего авиационного происшествия на 15.08.2019 зафиксировано 50 авиационных инцидентов, связанных со столкновениями с птицами и 823 случая столкновения с птицами, не приведшими к повреждениям ВС (добровольные сообщения авиакомпаний и операторов аэродромов о случаях столкновения), в том числе одно событие в аэропорту Жуковский. 08.08.2019 при выполнении посадки в аэропорту Жуковский произошло столкновение ВС A-321 VQ-BOB ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" с птицами. Отклонений в параметрах работы двигателей и систем не произошло. При послеполетном осмотре были обнаружены следы от столкновения ВС с птицей на входном устройстве двигателя N 1.

За аналогичный период 2018 года зафиксировано 685 столкновений ВС с птицами из них 1 авария, 73 инцидента (в том числе один инцидент в районе аэропорта Жуковский).

За период с начала 2019 года в 190 случаях (из 873 зарегистрированных) столкновения происходили с элементами силовых установок и двигателей, в том числе 7 случаев было связано с попаданием птиц сразу в 2 двигателя. Статистика по столкновениям (угрозам столкновений) с птицами регулярно обновляется на официальном сайте Росавиации в сети Интернет по адресу: https://www.favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici-stat/.

В мае 2019 года Росавиацией выпущена Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02) с рекомендациями по орнитологическому обеспечению безопасности полетов (размещена в архиве материалов расследования инцидентов и производственных происшествий Росавиации, категория BIRD).

Необходимо еще раз напомнить, что, несмотря на все принимаемые меры орнитологического обеспечения безопасности полетов, выполнения экипажами технологических процедур, имеющих целью избежать столкновений с птицами, мировая авиационная статистика, как и практика авиации Российской Федерации, содержит случаи тяжелых летных происшествий в результате столкновений ВС с птицами.

Так, 29.07.2007 в районе аэропорта Домодедово произошла катастрофа самолета Ан-12БП RA-93912. Через 20 секунд после взлета произошел последовательный отказ двигателей N 3 и 4 из-за столкновения со стаей птиц. Выдержка из окончательного отчета по результатам расследования катастрофы размещена на сайте МАК в сети Интернет - https://mak-iac.org/upload/iblock/866/ra-93912_ofinf.pdf.

Целесообразно также обратить внимание на результаты расследования происшедшего 04.07.2017 в аэропорту Шереметьево инцидента с самолетом A-321 VP-BAF, связанного с попаданием в стаю птиц при послепосадочном пробеге (материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 173684).

По результатам расследования комиссия отмечает, что произошедший инцидент обусловлен следующими факторами:

- оператором аэродрома не была спрогнозирована возможность остановки стаи птиц на контуре летного поля в период их суточного перелета;

- отсутствие рекомендаций дежурному орнитологу о порядке действий при обнаружении и отпугивании отдыхающих молодых птиц, не способных быстро реагировать на применяющиеся технические средства;

- технология взаимодействия оператора аэродрома со службой ОВД (при наличии информации о скопления птиц на летном поле) не предусматривает процедуру о необходимости временного прекращения полетов с целью обеспечения условий для удаления птиц на безопасное расстояние;

- нарушение орнитологом требований инструктивного материала, разработанного оператором аэродрома, запрещающего производить отпугивание птиц менее чем за 5 минут до посадки воздушного судна.

Рекомендации Росавиации, направленные на снижение риска столкновения воздушных судов с птицами, ранее давались в информациях по безопасности полетов:

информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 24.05.2016 N 02.3-1875);

информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302);

информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 09.06.2017 N Исх-12929/02);

информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 12.04.2018 N Исх-8846/02),

а также в директивном письме Росавиации от 04.06.2018 N Исх-13636/02.

Кроме того, следует еще раз обратить внимание на информационные материалы, в том числе двух отраслевых конференций "Птицы и полеты авиации", размещенные на официальном сайте Росавиации в сети Интернет в разделе "Безопасность полетов - Столкновения с птицами и другими животными" (https://www.favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici/), а также на сайте Отраслевой группы авиационной орнитологии (//otpugivanie.narod.ru).

С целью обеспечения безопасности полетов, поддержания приемлемого уровня риска проявления опасных факторов, приводящих к авиационным событиям, предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до сведения подконтрольных организаций гражданской авиации.

1.2. До 30.08.2019:

доложить в адрес Росавиации о принятых мерах по выполнению подконтрольными организациями гражданской авиации рекомендаций, изложенных в информации по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02) и в настоящей информации по безопасности полетов.

провести проверку наличия в опубликованной в АИП Российской Федерации аэронавигационной информации по находящимся в зоне ответственности территориального органа аэродромам в части орнитологического обеспечения полетов. Убедиться в наличии необходимой информации и, при необходимости, потребовать внесение изменений и дополнений с учетом положений пункта 27 приложения N 6 к Порядку разработки и правилам предоставления аэронавигационной информации, утвержденным приказом Минтранса России от 31.10.2014 N 305. Результаты проверки представить в Росавиацию.

1.3. В срок до 01.12.2019:

1.3.1. Провести анализ результатов последних эколого-орнитологических обследований приаэродромных территорий сертифицированных аэродромов гражданской авиации на предмет наличия в районе аэродрома производственных объектов, негативно влияющих на состояние орнитологической обстановки на аэродроме.

1.3.2. Провести анализ периодичности плановых и внеплановых осмотров летного поля аэродрома на предмет наличия птиц, в том числе с учетом рекомендаций эколого-орнитологических обследований приаэродромных территорий и времени массовых перелетов птиц.

1.3.3. Провести анализ наблюдений за территорией летного поля аэродрома ответственных должностных лиц (в том числе и диспетчерского состава), а также имеющихся средств наблюдения для данных целей.

1.3.4. Дополнительно проинформировать операторов аэродромов о необходимости разработки проектов решений об установлении приаэродромных территорий и их вводу в действие в соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в том числе о необходимости непрерывного взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации при их разработке.

1.3.5. Обобщенные результаты по всему подконтрольному региону представить в Управление аэропортовой деятельности Росавиации.

2. Руководителям операторов аэродромов:

2.1. Довести данную информацию до специалистов, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов, и специалистов, ответственных за внедрение и функционирование СУБП.

2.2. Организовать и провести тщательный контроль выполнения рекомендаций, изложенные в информации по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02).

3. Руководителям эксплуатантов воздушных судов:

3.1. Довести данную информацию до летного состава и специалистов, ответственных за внедрение и функционирование СУБП.

3.2. Повторно изучить материалы расследования авиационного происшествия, произошедшего 29.07.2007 с ВС Ан-12БП RA-93912 и авиационного инцидента, произошедшего 04.07.2017 в аэропорту Шереметьево с ВС А321 VP-BAF ПАО "Аэрофлот".

3.3. Обратить внимание летных экипажей на порядок действий при обнаружении перелетов птиц, включая необходимость информирования об этом органов ОВД.

А.В.НЕРАДЬКО