См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 28 августа 2018 г. N Исх-21668/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 14

Федеральным агентством воздушного транспорта в Информациях по безопасности полетов N 9 (письмо Росавиации от 29.05.2018 N Исх-13079/02) и N 10 (письмо Росавиации от 07.06.2018 N Исх-14032/02) было отмечено, что не прекращаются случаи нарушений требований воздушного законодательства Российской Федерации, в том числе правил использования воздушного пространства (далее - ИВП), отдельными пилотами воздушных судов (далее - ВС) авиации общего назначения (далее - АОН).

10.08.2018 произошло резонансное авиационное событие, выходящее за грань здравого смысла, характеризующееся крайней степенью безрассудства - в 17.10 (здесь и далее время указано по UTC) пилот ВС Gazelle SA-341G произвел взлет с посадочной площадки "Бычье поле" (в ходе расследования установлено, что на посадочной площадке отсутствовал журнал выполнения полетов) и выполнил полет в район Петровского фарватера к месту проведения массового мероприятия жителей Санкт-Петербурга в районе парка "300-летие Санкт-Петербурга" с последующим выполнением пролета под Петровским вантовым мостом г. Санкт-Петербурга.

Лишь по счастливой случайности не произошла техногенная катастрофа, равная по своим масштабам обрушению моста Моранди в Генуе (Италия) 14.08.2018, в результате которого погибли десятки человек.

Комиссией по расследованию авиационного инцидента установлено, что полет выполнялся пилотом 1978 года рождения, имевшим свидетельство пилота-любителя, выданное СЗ МТУ Росавиации 19.10.2012 сроком действия до 13.08.2013 с квалификационной отметкой "КВС вертолет R44".

По данным Федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" (ФГИС РАП) отсутствует информация о:

медицинском освидетельствовании пилота;

подготовке (переподготовке) на тип Gazelle SA-341 и данный ЕЭВС Gazelle SA-341G RA-0682G;

о проверке навыков (квалификационная проверка) пилотирования.

По данным группы планирования и координирования ИБП Санкт-Петербургского центра ОВД пилот заявку на ИБП не подавал.

Согласно имеющимся видеоматериалам установлено, что пилот в 17.20 на вертолете Gazelle (бордового цвета с желтой полосой на фюзеляже и хвостовой балке с нанесенными государственным и регистрационным опознавательными знаками RA-682G) произвел зависание над местом скопления людей на высоте 10 - 15 м с последующим выполнением маневра с увеличением скорости и без изменения высоты в направлении Западного скоростного диаметра в район вантового моста Петровского фарватера. В 17.32 ВС на высоте 10 - 15 м пролетело под дорожным полотном вантового Петровского моста, что было зафиксировано средствами видеонаблюдения ООО "Магистраль Северной Столицы".

Высота вантового моста через Петровский фарватер Западного скоростного диаметра от воды до дорожного полотна составляет 25 м, диаметр несущего винта вертолета Gazelle SA-341G составляет 10,5 м.

Незначительный запас высоты между препятствиями при пролете моста (от водной поверхности до дорожного полотна), значительная скорость полета вертолета под мостом (Vкрейс. 270 км/ч), отсутствие подготовки пилота по выполнению полетов на предельно малых высотах, неудовлетворительное техническое обслуживание ВС - все эти опасные факторы могли привести к столкновению вертолета как с конструкцией моста, так и с водной поверхностью.

В Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации отсутствует информация о ВС Gazelle с регистрационным знаком RA-682G. Однако, имеется информация о ВС Gazelle SA-341G с регистрационным знаком RA-0682G, на которое был выдан сертификат летной годности СЗ МТУ Росавиации 18.08.2011 (срок действия истек 15.08.2012). ВС находится в собственности частного лица, погибшего в авиакатастрофе 15.05.2014 при выполнении полета на вертолете Eurocopter ЕС-120.

Комиссия по расследованию инцидента также провела осмотр всех самолетных ангаров, расположенных на посадочной площадке "Гостилицы". В ангаре N 2 (место постоянного базирования ВС пилота, выполнившего полет 10.08.2018) было обнаружено в разобранном состоянии ВС Gazelle SA-341G черного цвета с регистрационным знаком RA-0682G. ВС находилось в ангаре без редуктора и без лопастей несущего и рулевого (винт-финистрон) винтов. Регистрационный знак был наполовину стерт, но читаем, и соответствовал RA-0682G.

Учитывая техническое состояние обнаруженного ВС (без летной годности), его регистрационный знак и цвет, комиссия по расследованию предположила, что пилот для выполнения полетов 10.08.2018 использовал аналогичный тип ВС (клон) с недействительным регистрационным знаком, без сертификата летной годности и регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также в отсутствие других документов, обязательных для выполнения полетов.

В ходе проведения расследования фактическое ВС, выполнившее полет 10.08.2018, не найдено, информацию по нахождению ВС пилот не предоставил. Кроме того, пилот не представил в комиссию объяснения, скрылся и отказался с ней сотрудничать.

Таким образом, по заключению комиссии по расследованию авиационного инцидента причиной авиационного инцидента с ВС Gazelle SA-341G, произошедшего 10.08.2018 и связанного с созданием угрозы столкновения ВС с конструкцией вантового моста через Петровский фарватер, явились грубейшие нарушения требований федеральных авиационных правил:

- выполнение полета на ВС, не имеющем государственной регистрации и сертификата летной годности;

- выполнение полета пилотом без действующего медицинского освидетельствования, действующего пилотского свидетельства, не имеющим подготовки на данном типе ВС;

- выполнение полета без подачи заявки на использование воздушного пространства и без разрешения органа ОВД на использование воздушного пространства.

Санкт-Петербургским следственным отделом на транспорте Северо-Западного Следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации по факту пролета вертолета под опорой моста Западного скоростного диаметра, вызвавшего широкий общественный резонанс, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 267.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств). Данной статьей УК РФ за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, предусмотрен штраф в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Необходимо отметить, что в средствах массовой информации появилась информация как о "последователях" указанного пилота-хулигана, пролетающих на ВС АОН под мостовыми конструкциями, так и о других случаях полного пренебрежения безопасностью окружающих, посадках частных вертолетов в местах скопления людей, во дворах многоэтажных домов с различными целями личного характера.

Как уже неоднократно отмечалось, результатами допускаемых нарушений в процессе подготовки к полетам и самонадеянного поведения непосредственно в полете становятся не только множественные сообщения органов ОВД об имевших место фактах несанкционированных полетов ВС АОН, но и катастрофические последствия для самих нарушителей.

За летний период текущего года произошел целый ряд других авиационных событий, в том числе с гибелью и тяжелыми травмами людей.

11.06.2018 по докладу МЧС по Самарской области в районе н.п. Верхнее Санчелеево Ставропольского района Самарской области обнаружено тело мужчины рядом с разрушенным дельтапланом, предположительно выполнявшим опрыскивание полей. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

16.06.2018 в 30 км восточнее г. Барнаула при выполнении полета на сложный пилотаж самолет СП-41 (тип Як-52) RA-1757G столкнулся с земной поверхностью и разрушился. КВС (владелец ВС) и пассажир погибли.

19.06.2018 поступила информация о том, что самолет Ан-2 RA-40629 оборвал провода ЛЭП на железнодорожном перегоне Карабаглы - 15-й разъезд (Кизлярского района) и произвел посадку в поле на удалении 5 км. Экипаж с места происшествия скрылся. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

24.06.2018 в зоне ответственности Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД по информации ФСБ России наблюдался полет вертолета из центра г. Новороссийска в сторону г. Геленджика вдоль береговой линии на высоте 30 - 40 м. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

11.07.2018 на аэродроме Сангары произвел несанкционированную посадку самолет без опознавательных знаков. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали. Экипаж и пассажир убыли в н.п. Сангар. Было проведено оповещение соответствующих ведомств и служб. В 10.13 (мск) без согласования и разрешения органов ЕС ОрВД самолет произвел взлет с курсом следования на северо-запад, на запросы по радиосвязи экипаж не отвечал. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

24.07.2018 после взлета самолета Зет-326 RA-2801G (ЕЭВС) Федерации самолетного спорта Тульской области для выполнения облета самолета по программе оценки соответствия ЕЭВС произошло его падение с высоты 80 - 100 м в районе первого разворота. ВС разрушено. Оба пилота, находившиеся на борту, погибли.

29.07.2018 произошла жесткая посадка параплана в район н.п. Спаск-Загорье (Калужская область). Пилот не пострадал, пассажир (ребенок 2008 г. р.) госпитализирован в медицинское учреждение. План полета и уведомление в органах ЕС ОрВД отсутствовали.

04.08.2018 в зоне ответственности Московского ЗЦ ЕС ОрВД (район н.п. Харачево, юго-восточная окраина г. Вологда) при выполнении, согласно поданному плану полетов, тренировочного полета произошло столкновение мотопараплана с грузовым автомобилем, двигающимся по шоссе. Водитель автомобиля сумел применить торможение и столкновение мотопараплана произошло с неподвижным автотранспортным средством. В результате столкновения получила травму (открытый перелом ноги) и госпитализирована пассажирка летательного аппарата (женщина 1981 г. р.).

11.08.2018 при выполнении взлета с посадочной площадки Нижняя Гутара (Красноярский край) самолета По-2П RA-1928G частного владельца пилот не справился с управлением и допустил капотирование самолета. ВС разрушилось, пилот и пассажир получили травмы различной степени тяжести.

13.08.2018 при выполнении взлета самолета Twin Bee RA-2335G, принадлежащего частному лицу, в районе острова Ольхон на озере Байкал (Иркутская область) с водной поверхности произошло столкновение левого поплавка самолета с волной, поднятой ранее прошедшим катером. Вследствие разрушения поплавка самолет опрокинулся на левый борт и затонул на удалении 200 м от берега на глубине 5 - 7 м. На борту самолета находился один пилот (не пострадал). Полет выполнялся без связи и уведомления органов ОВД, в отсутствие свидетельства пилота гражданской авиации, сертификата летной годности ВС.

Следует отметить, что пилот, пилотировавший 13.08.2018 данное воздушное судно, годом ранее 16.07.2017 осуществлял пилотирование самолета ЕЭВС Cessna 172R RA-2842G, принадлежащего частному лицу, на борту которого кроме пилота находилось 3 пассажира. При выполнении маневрирований произошел отказ двигателя, в результате этого самолет приводнился в 45 метрах от береговой черты озера Байкал и затонул. При этом 2 пассажира получили серьезные телесные повреждения. Полет и в этом случае выполнялся без связи и уведомления органов ОВД. Пилот самолета также не имел свидетельство пилота, сертификат летной годности на воздушное судно ЕЭВС Cessna 172R RA-2842G не выдавался.

16.08.2018 в районе н.п. Березовый (г. Краснодар) произошло столкновение с землей мотодельтаплана. Пилот с переломом бедра госпитализирован.

22.08.2018 в районе посадочной площадки Вознесенка (22 км восточнее г. Красноярск) самолет Аэропракт-22L2 RA-0324A ООО "Аэропром" при выполнении облета после технического обслуживания на удалении 100 метров до торца ВПП столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Пилот погиб.

В целях обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности полетов предлагаю:

Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:

1. До 31.08.2018 довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие и сверхлегкие ВС, старших авиационных начальников посадочных площадок, авиационных учебных центров, центров по сертификации ЕЭВС, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН;

2. Использовать материалы расследования авиационного инцидента с воздушным судном Gazelle SA-341G (размещены в Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий (АМРИПП)) при проведении ежеквартальных совещаний по безопасности полетов с эксплуатантами и собственниками ВС АОН.

3. Рекомендовать старшим авиационным начальникам посадочных площадок:

- проводить проверку ВС, выполняющих полеты с посадочных площадок, в части обязательного наличия судовых документов, определенных требованиями п. 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 31.07.2009 N 128;

- проводить проверку государственной регистрации ВС, выполняющих полеты с посадочных площадок и базирующихся на посадочных площадках, и наличие сертификатов летной годности;

- проводить проверку у пилотов, выполняющих полеты с посадочных площадок, пилотских свидетельств и заключения ВЛЭК;

- организовать на посадочных площадках работу по ведению журнала вылетающих (прилетающих) ВС.

- провести повторное изучение с пилотами, выполняющими полеты в целях АОН, требований федеральных авиационных правил (ФАП-147, ФАП-128, ФАП-118, ФПИВП-138).

4. Продолжать совместную работу с территориальными органами Ространснадзора, МВД России, ФСБ России и Прокуратуры Российской Федерации по вопросам, подробно изложенным в пункте 1.2 рекомендательной части Информации по безопасности полетов N 9 за 2018 год;

5. Использовать сообщения средств массовой информации и социальных сетей Интернет в качестве дополнительного источника данных о несанкционированных полетах ВС и других нарушениях требований воздушного законодательства Российской Федерации в целях принятия совместно с территориальными органами Ространснадзора, МВД России, ФСБ России и Прокуратуры Российской Федерации соответствующих мер реагирования;

6. Продолжать работу по выявлению на подконтрольной территории общественных организаций, ассоциаций, клубов любителей воздухоплавания и иных объединений граждан в целях оказания методической помощи в их самоорганизации и деятельности по повышению уровня безопасности полетов;

5. Представить до 15.09.2018 в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации подробную информацию о принятых мерах по исполнению настоящей информации по безопасности полетов.

Начальник Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ