См. Документы Федерального агентства воздушного транспорта

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 29 июня 2016 г. N АН1.02-2302

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 11

С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов резко возросло количество авиационных событий, связанных со столкновением воздушных судов гражданской авиации с птицами.

В 2015 и 2016 годах Росавиацией подготовлены Информации по безопасности полетов с детальным анализом случаев столкновений воздушных судов с птицами, а также примеры наиболее опасных случаев, происшедших в аэропортах Российской Федерации, с целью использования приводящихся в них сведений для реализации в организациях гражданской авиации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение случаев столкновения воздушных судов с птицами и дикими животными (письма Росавиации от 18.09.2015 N АН1.02-3056 и от 24.05.2016 N 02.3-1875).

Несмотря на меры, принимаемые в аэропортах, серьезных тенденций уменьшения случаев столкновения воздушных судов с птицами не отмечается.

Учет числа столкновений с птицами, приведших к повреждениям воздушных судов и досрочному съему двигателей, оперирует относительно малыми числами, что не отражает реальной картины орнитологической опасности. При выполнении полетов почти каждый день наблюдаются повторяющиеся перемещения птиц в районах аэродромов. Причем не только в зонах, отмеченных в схемах орнитологических служб, а по всей территории аэродрома, включая пространство рядом и над ВПП.

По состоянию на 27.06.2016 в гражданской авиации произошло 26 авиационных инцидентов, а также получено 89 сообщений о столкновениях с птицами, не приведших к повреждению воздушных судов. В 2015 году произошло 85 таких инцидентов (в 2014 году - 68 инцидентов).

27.06.2016 экипаж самолета CRJ-200LR VQ-BSA после взлета в районе аэродрома "Домодедово" доложил об отказе двигателя N 2 и решении о возврате на аэродром вылета. По предварительной информации, причиной отказа двигателя явилось столкновение с птицей.

01.05.2012 в районе г. Нефтеюганска, в горизонтальном полете на высоте 150 м произошло столкновение вертолета R-44 RA-04241 с птицей, которая пробила остекление пилотской кабины и оказалась внутри нее. Птица была идентифицирована как утка рода чирок-свистунок весом 1,2 кг.

23.09.2010 в Республике Бурятия произошла авария вертолета R-44 II RA-04228 при выполнении вынужденной посадки вследствие повышенной вибрации двигателя из-за столкновения лопастей рулевого винта с птицей.

29.07.2007 при взлете в аэропорту "Домодедово" произошла катастрофа самолета Ан-12БП RA-93912. На высоте 70 - 75 м и удалении 300 м от выходного торца ВПП произошло последовательное выключение двигателей N 3 и 4 из-за столкновения самолета с птицами. На удалении 4,8 км от выходного торца ВПП самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Находившиеся на борту семь человек погибли.

При расследовании было отмечено, что действовавшая в аэропорту "Домодедово" инструкция по орнитологическому обеспечению полетов, а также план мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами не были доведены до сведения специалистов указанных в этих документах служб аэропорта. В аэропорту отсутствовала эффективная технология взаимодействия и передачи информации между службами орнитологического обеспечения, управления воздушным движением и метеослужбой в отношении реальной орнитологической обстановки на летном поле.

За период с 2010 года по июнь 2016 года 82% всех инцидентов с воздушными судами российских авиакомпаний, связанных со столкновениями с птицами, произошли на территории Российской Федерации. Из них на территории (или в районе) аэропорта:

Санкт-Петербурга ("Пулково") - 38 инцидентов;

"Шереметьево" - 32 инцидента;

"Домодедово" - 14 инцидентов;

"Внуково" - 12 инцидентов;

Сочи - 7 инцидентов;

Челябинска и Симферополя - по 6 инцидентов;

Сургута и Ростова-на-Дону - по 5 инцидентов.

В соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации определена зона ответственности аэропорта и установлен ряд требований к прилегающей территории:

запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Российская и международная практика предотвращения столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными предусматривает необходимость решения на аэродроме следующих основных задач:

сокращение или ликвидация деревьев, кустарников и других растений, которые обеспечивают пищу, убежище или ночлег для птиц на аэродроме;

предотвращение образования или удаление стоячей воды;

скашивание травяного покрова на летном поле;

организация постоянного взаимодействия с местными органами власти и организациями с целью снижения рисков, исходящих от расположенных в районе аэродрома свалок отходов и сельскохозяйственных угодий;

комплексное использование технических методов отпугивания и обнаружения птиц;

внедрение процедур эффективного взаимодействия между наземными службами с целью своевременного обнаружения и отпугивания птиц и других животных, создающих опасность для воздушных судов;

дополнительные меры орнитологического обеспечения полетов в аэропортах, где ведутся реконструкция или строительство новых элементов летного поля;

сбор и анализ данных о случаях столкновения (угрозах столкновения) воздушных судов с птицами и дикими животными.

Выборочный анализ аэронавигационных данных об аэродромах, опубликованных в АИП России, свидетельствует о том, что операторами аэродромов не в полном объеме соблюдаются положения пункта 27 приложения N 6 к Порядку разработки и правилам предоставления аэронавигационной информации, утвержденным приказом Минтранса России от 31.10.2014 N 305:

не по всем аэродромам опубликована орнитологическая информация;

сведения об орнитологической обстановке не содержат информации о направлении, высотах, сезонных миграциях и периодах суточной активности (местах концентрации) птиц.

Предлагаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. довести настоящую информацию до сведения организаций гражданской авиации и эксплуатантов (владельцев) воздушных судов;

2. в срок до 08.07.2016 подготовить подробный доклад о реализации руководителями аэропортов требований настоящей директивы в адрес начальника Управления аэропортовой деятельности Росавиации;

3. рекомендовать руководителям аэропортов в срок до 05.07.2016:

3.1. провести оценку эффективности принимаемых мер по орнитологическому обеспечению полетов в соответствии с требованиями пунктов 8.24 - 8.26 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128;

3.2. создать внештатные группы (где они не созданы) из представителей аэродромной службы, инспекции по безопасности полетов, органа ОВД (по согласованию), подразделения Росгидромета, обеспечивающего метеообеспечение полетов на аэродроме (по согласованию), в целях комплексного контроля за орнитологической обстановкой на аэродроме. При наличии возможности привлекать к работе во внештатной группе на договорных условиях дипломированных и квалифицированных специалистов учебных и научных организаций, расположенных в крупных городах, при наличии в них кафедр (отделов) орнитологической направленности, которые способны дать консультацию и оказать практическую помощь аэропорту при орнитологическом обеспечении полетов;

3.3. при формировании бюджета предприятий на очередной год предусмотреть необходимые ассигнования на закупку средств отпугивания птиц и обновление их устаревших образцов;

3.4. ежемесячно обследовать район аэродрома для исключения создания на нем не согласованных с аэропортом объектов, способствующих скоплению птиц (организованных и неорганизованных свалок, ферм, строящихся площадных объектов, требующих снятия верхнего грунтового слоя, и др.);

3.5. провести анализ опубликованной в АИП России аэронавигационной информации по аэродрому в части орнитологического обеспечения полетов. При необходимости внести изменения и дополнения с учетом положений пункта 27 приложения N 6 к Порядку разработки и правилам предоставления аэронавигационной информации, утвержденным приказом Минтранса России от 31.10.2014 N 305.

Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО