См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО
от 22 декабря 2011 г. N 05-4788

В целях единообразного применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, норм Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает следующее.

I. Согласно пункту 1 статьи 38 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ) под федеральным государственным надзором в области образования понимаются деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.

С целью обеспечения реализации данной законодательной нормы Рособрнадзор обращает внимание на необходимость организации органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, работы по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области образования, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении органами местного самоуправления и юридическими лицами своей деятельности.

В рамках данной работы органом могут проводиться мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, а также приниматься соответствующие меры упреждающего характера.

II. Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (статья 38) закреплено право органа по контролю и надзору в сфере образования на выдачу предписания об устранении нарушения допущенного образовательным учреждением, иной осуществляющей образовательную деятельность организацией, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, которое выявлено уполномоченным органом при осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования.

В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. При этом следует учитывать, что продление срока, установленного в предписании для устранения выявленного нарушения, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, правовые основания для продления срока исполнения предписания, установленного для устранения выявленного нарушения, отсутствуют.

В этой связи также необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение данного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

III. Частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ установлены правовые основы для проведения административного расследования при выявлении административных правонарушений в соответствующей области законодательства Российской Федерации.

Данная норма не содержит указания на возможность проведения административного расследования в случае выявления административного правонарушения в области образования.

Рособрнадзор просит учитывать содержание вышеуказанной нормы КоАП РФ при заполнении форм федерального статистического наблюдения в рамках предоставления сведений об осуществлении государственного контроля (надзора).

Н.Г.ЯРОШЕНКО