См. Документы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 4 октября 2018 г. N ВС-04-03-36/21106
О ПОСТАНОВКЕ
ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях формирования единообразной практики при постановке на государственный учет объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты негативного воздействия), сообщает следующее.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) постановке на государственный учет подлежат объекты, на которых юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Критерии определения категории объекта негативного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии). Постановка объектов, не соответствующих Критериям, на государственный учет действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, если на объекте отсутствуют виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта негативного воздействия (не включается в государственный реестр).
В соответствии с пп. "г" п. 3 Критериев объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Согласно Закону N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Понятие "инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования" в Законе N 17-ФЗ не определено, при этом в соответствии с пунктом 75 "ГОСТ Р 55056-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.11.2012 N 721-ст, инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что при формировании Критериев учитывались виды экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), принятому и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст с датой введения в действие 01.02.2014.
Таким образом, в случае соответствия деятельности юридического лица на объекте коду деятельности ОКВЭД, например, п. 52.2 р. Н: деятельность транспортная вспомогательная, такой объект соответствует II категории.
Вместе с тем Росприроднадзор сообщает, что собственно гараж, внутренний проезд, тоннель, не являются отдельным объектом негативного воздействия II категории, однако могут входить в состав объекта негативного воздействия (располагаться на его территории).
В этой связи Росприроднадзор полагает правомерным отнесение объектов негативного воздействия, включающих элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта, к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду только при условии осуществления на указанном объекте соответствующей хозяйственной и иной деятельности.
По вопросу снятия объекта негативного воздействия с государственного учета Росприроднадзор сообщает следующее.
В соответствии со ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ объект подлежит снятию с государственного учета объектов негативного воздействия на основании предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на таком объекте. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте негативного воздействия, является акт о его консервации или ликвидации.
Учитывая изложенное, снятие объекта негативного воздействия с государственного учета осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов негативного воздействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572. Иных оснований для снятия объекта негативного воздействия с государственного учета действующим законодательством не предусмотрено.
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
В.В.СМОЛИН